Советы по финансовому планированию на 2025 год.
🎄И вот мы на пороге нового 2025 года. Для многих предпринимателей этот момент становится временем подведения итогов, осознания успехов и ошибок, а главное — размышлений о том, как двигаться дальше. В условиях изменений налоговой политики в России, а так же нестабильной политической и экономической обстановки важно пристальное внимание уделять финансовому планированию. Возможно, это станет вашим главным инструментом для развития.
Меня зовут Галина Виноградова. Я финдиректор на аутсорсе. Более 15 лет я помогаю собственникам бизнеса находить прибыль там, где, казалось бы, её нет. А ещё я знаю, что практически в любых условиях бизнес может не только выживать, но и процветать. И сегодня я поделюсь с вами простыми советами по финансовому планированию на 2025 год.
Начните с малого. 🎅🏻Возьмите ручку и бумагу и напишите письмо с желаниями Деду Морозу (шутка... почти). Откройте Word или Excel и сформируйте основные цели и шаги. Помните финансовое планирование — это ваш щит и меч. Оно поможет подготовиться к будущим вызовам, сохранить устойчивость компании и продолжить движение к стратегическим целям.
Давайте разберем, как это сделать грамотно и результативно. Но для начала посмотрим, каким может быть планирование, и чем оно отличается от стратегии:
- Стратегия - это ваш генплан на 3-5 лет(во многом зависит от ниши). Она определяет главные цели и направления развития бизнеса и отвечает на вопросы "что?" и "почему?".
- Планирование - это конкретные шаги по реализации стратегии в течение года или более короткого периода(квартал, месяц). Это ответ на вопросы "как?", "когда?" и "кто?".
Пример:
Ваша стратегическая цель - выйти на новый рынок. План на 2025 год может включать в себя запуск новой продуктовой линейки, расширение отдела продаж, увеличение маркетингового бюджета.
✏ Финансовое планирование на 2025 год: пошаговая инструкция
Шаг 1: Анализируем прошлое.
Перед тем как строить планы, разберитесь с прошлыми результатами. Используйте данные за последние 1-3 года, чтобы понять тренды, выявить сезонность и проблемные моменты. Что смотреть:
1. Финансовую отчетность:
- Баланс
- Отчет о прибылях и убытках (<-переходите по ссылке и забирайте файл)
- Движение денежных средств
2. Показатели эффективности:
Выручка по каналам продаж
Оборачиваемость запасов
Себестоимость и маржинальность
3. Факторы влияния: Введите «дневник наблюдений» и фиксируйте внешние обстоятельства, влияющие на бизнес (например, налоговая реформа, санкции, эпидемии, сезонность и тд).
И осваивайте инструменты: 1С, МойСклад, Финолог, тот же Excel с его формулами и другими полезными фишками.
Шаг 2: Установите небольшие финансовые цели.
Их можно разделить на три горизонта:
- Краткосрочные (на 1-3 месяца): фокус на оперативных задачах.
- Среднесрочные (на год): учет новых налоговых изменений и факторов развития.
- Долгосрочные (3-5 лет): общая стратегия развития компании.
Если вы работаете с быстрыми деньгами (например, в розничной торговле, а не в строительстве), эти сроки могут быть более короткими: краткосрочные — неделя-месяц, среднесрочные — 3 месяца, долгосрочные — год.
Для постановки таких целей существуют свои методы. Забегая вперёд, советую использовать комбинированный.
- Метод "сверху вниз": собственник определяет глобальные цели, которые затем "спускаются" в отделы.
- Метод "снизу вверх": руководители отделов планируют свои бюджеты, а затем они объединяются в общий финансовый план компании.
- Комбинированный метод: позволяет сохранить баланс между амбициями и реальностью.
Пример:
Собственник хочет увеличить прибыль на 20%. Отделы планируют свои расходы и доходы, учитывая эту цель. Затем финдир анализирует их планы, вносит корректировки и составляет общий финансовый план.
Шаг 3: Составьте прогноз доходов и расходов
Хороший прогноз основан на реальных данных. Учитывайте:
- Ожидаемую выручку (с поправкой на сезонность).
- Производственные затраты.
- Расходы на маркетинг, налоги и административные нужды.
- Возможные инвестиции (модернизация, новое оборудование).
Совет: Привлекайте к составлению прогноза всех руководителей отделов. Они часто знают, какие ресурсы необходимы для выполнения планов, лучше финансового директора.
Шаг 4: Учтите изменения в налоговой политике
2024 год принес немало изменений в налогообложении, которые окажут большое влияние на бизнес в 2025 году:
- Ужесточение контроля за дроблением бизнеса. И в то же время амнистия, позволяющая выйти «на чистую воду» (Читайте про Амнистию на дробление и Почему старые схемы больше не работают)
- Увеличенные ставки по налогу на прибыль
- Ввод НДС при работе по УСН
и так далее
Проконсультируйтесь с бухгалтером или налоговым специалистом, чтобы учесть все нюансы.
Шаг 5: Регулярно отслеживайте исполнение плана
Планирование — это не точка, а процесс. Раз в месяц сверяйте фактические данные с планом, чтобы вовремя корректировать действия. Для этого мы и дробили планы во втором шаге.
Инструменты, которые помогут:
- 1С для автоматизации учета.
- Финансовые модели (переходите по ссылке и забирайте) в Excel или специализированных программах.
- CRM и ERP-системы для контроля бизнес-процессов.
Шаг 6: Пользуйтесь услугами финдиректора на аутсорсе
Пожалуй, основана причина попробовать такой метод взаимодействия - это удобство. Вы можете устроить своеобразный тест-драйв по любом вопросу. Подробно о плюсах и минусах штатного специалиста и специалиста на аутсорсе я писала здесь. Но будьте уверены, что вместе мы сделаем ваш бизнес сильнее!
Пусть ваш 2025 год станет годом уверенного роста и финансовой стабильности. С праздником!🎄☃🎁