Юридический бизнес и адвокат для бизнеса: личный опыт и карма

Всем доброго времени суток, меня зовут Александр Фищук, я адвокат, более 16 лет специализирующийся на сопровождении бизнеса. Этот пост не является рекламой по той причине, что в нем будет раскрыта подлинная сущность юридического сопровождения бизнеса и пределы судебной защиты.

Также, в качестве дисклеймера считаю необходимым указать, что бизнес вполне получился - денег в юриспруденции можно заработать и заработать прилично. Просто правильно расставлять приоритеты.

Итак.

Юридический бизнес B2B - начало

Все началось в "далеком" 2008 году, когда можно было спорить с налоговой, заниматься "белой" налоговой оптимизацией и ликвидацией юридических лиц.

Был открыт ИП для этих целей, юридические услуги оказывались лично. Клиентская база черпалась от основного работодателя, где автор трудился на позиции главного бухгалтера.

Юридический бизнес и адвокат для бизнеса: личный опыт и карма

Весь доход составлял от оплаты по договорам за минусом налога УСН (6%) и взносов в пенсионный фонд. Не буду хвастаться, но более чем приличные деньги.

В 2010 ушел на вольные хлеба, зарегистрировал ряд консалтинговых организаций. Специализация - та же.

Арендовали офис в г. Волгограде, где тогда проживал. Со временем пригласили 8 человек. Думали научим, останутся, но нет. Как учились - разлетались, хоть и платили более чем прилично. Суть бизнеса - юридическое сопровождение бизнеса, реорганизации, ликвидации, налоговая оптимизация, банкротство юридических лиц (тогда банкротства физиков еще не было).

На фотографии офис в г. Волгограде (весь последний этаж и вывеска). Читается сейчас уже плохо). А помещение было крайне красивым
На фотографии офис в г. Волгограде (весь последний этаж и вывеска). Читается сейчас уже плохо). А помещение было крайне красивым

Деньги зарабатывали нормальные. Для примера, одна реорганизация юридического лица приносила порядка 40 тысяч рублей. 30-40 заказчиков - считайте сами. Реклама - очень просто. Два сайта в интернете, без какой-либо SEO оптимизации (да, тогда это было возможным) + расклейка объявлений возле всех налоговых города (порядка 7-10 точек). Да, тогда за это не штрафовали.

Текст объявления был прост: "Ликвидация ООО, ИП + телефон".

В 2012 получил статус арбитражного управляющего, провел порядка десяти процедур банкротства, но понял, что "не мое". Кто-то улыбнется здесь, отметив про себя: "да что ты чешешь, наверное просто струсил или не сумел своровать", но пусть останется при своем мнении.

Так получилось, что может книжек умных перечитал, а может еще что. Но, тем не менее, для себя решил, что воровство - это не мое. А банкротство юридических лиц, по сути, все сводится к банальному воровству. Плюс очень много скучной, нетворческой работы, которая сводится к составлению отчетов, публикаций и т.д. и т.п.

Расходы по офису были значительными - раздутый штат, последний этаж огромного помещения с витражами. Тогда казалось, что для клиента это очень важно, когда офис находится в самом престижном месте. Проще было все делать самим. Пусть даже с переработкой, чем исправлять частые ошибки. Ведь главное как в юридическом бизнесе, так и адвокатской деятельности - это репутация. Она позволяет обойтись вообще без рекламы.

Через сайт "регфорум.ру" (площадка тех, кто занимается схожим бизнесом) познакомились с людьми в Москве. Открыли офис тоже в "прикольном" месте - на улице Маросейка в старом, историческом здании. Общий штат увеличился до 12 человек.

Ежемесячные расходы были следующие:

Аренда офиса в Волгограде: 50 000 рублей

Аренда офиса в Москве: 40 000 рублей

Зарплата: 600 000 рублей

Налоги? Оставим за скобками.

Реклама (тупой откуп Яндекс.Директ + создание новых лендингов: порядка 150 000 рублей. Количество лендингов доходило до 9 штук. Брали из чего-то вроде "template monster" и меняли текстовки с фотографиями и контактами.

Доходы: порядка 1 500 000 - 2 000 000 рублей.

Далее процессы стали усложняться. Примерно с 2013 года был введен негласный запрет на реорганизации юридических лиц.

Сама реорганизация происходила следующим образом: к фирме (ООО) присоединялось 3-4 других ООО, тем самым прекращая свою деятельность. Оставался правопреемник, который затем ликвидировался (исключался из ЕГРЮЛ).

Параллельно появились юридические фирмы из Татарстана, которые предложили присоединять не по 3-4 фирмы, а по 30-40. Вначале данная схема проходила, затем в ней зависло очень много организаций.

Тем не менее, реорганизации сместились в сторону ликвидации через банкротства, также постепенно закрывалась ниша налоговых споров.

Фирмы закрыли, в 2016 году перешел в адвокатуру.

Для тех, кто не в курсе - примерно с 2019 года судебная защита по налоговым спорам в части НДС и налога на прибыль, отсутствует. Само "правовое поле" год от года сжимается.

Можно оспаривать доначисления в досудебном порядке, но в суд идти практически бесполезно. Возникает долгая тягомотина, цель которой - сделать преследование налогоплательщика более хлопотным, чем не преследование.

Автор знаком практически со всеми налоговыми адвокатами г. Москвы. К сожалению, их деятельность сводится к банальному маркетингу. Есть адвокатские бюро, которые "вхожи" в большие кабинеты - но это другая история и уже миллиардные обороты.

Факт отсутствия судебной защиты по налоговым спорам покрывается маркетинговыми статьями. В сети надут серьезный информационный пузырь касаемо юридического сопровождения бизнеса.

Договорную работу, медиацию, переговоры не беру - там сложностей никаких.

Юридическое сопровождение и защита бизнеса. Наши дни

Еще раз повторюсь, по сути, все, что представлено на юридических сайтах - это мыльный пузырь, другая реальность. Исключение - сайт "https://pravorub.ru", где публикации подтверждены судебной практикой. Автор публикуется на нем с 2016 года. Но и там вы не найдете судебной практики в пользу налогоплательщиков. Также по спорам с ЖКХ, обжалованию ВУД и многое другое - не буду грузить юридической галиматьей. Кто захочет - разберется. Даже "Пятерочке" (X5), чьи интересы представлял в одно время, чуть тоже не "прилетело" от ДГИ г. Москвы.

Сам юридический маркетинг устроен очень примитивно: кто-то пересказывает содержание законов и различные обзоры. На YouTube даже есть такой канал, как "Корнев и Партнеры", где ведущий, намекая на то, что он является опытным адвокатом, рассказывает, как защитить бизнес.

Но, по факту, сам Корнев - действующий индивидуальный предприниматель. Он никогда не был адвокатом, исходя из публикуемой информации никогда не был в суде. Кому интересно - можете также все проверить по открытым источникам. Не имею ничего против, просто привел пример для иллюстрации бизнеса.

Юристы и адвокаты не публикуют негативных историй и тех тенденций, которые происходят в судах. Не рассказывают о беспределе и тех ситуациях, когда по определенным категориям дел "закон ставят на паузу". А в спорах "государство - бизнес" такая практика случается повсеместно

Самый известный налоговый медийный адвокат в Москве "поднялся" на фирмах-однодневках. Сейчас он рассказывает о банкротстве и публикует обзоры.

Самый известный медийный специалист по разводам тоже занимался фирмами-однодневками. Интересно было читать, что тип, который рассказывает про "25 лет опыта разводов", вербовал дропов, регистрировал ООО-шки и продавал карты. Это было в материалах уголовного дела по п. "б" ч.2 ст. 199 УК РФ. Там "звездный адвокат" проходил свидетелем. Тогда за однодневки не подтягивали.

Юридический бизнес, адвокат для бизнеса и карма

Когда человек идет в юридическую фирму за решением своего вопроса - то идет на лицо, фасад.

Одна такая история была, когда отец купил сыну типографию, а тот влетел на выездную налоговую проверку (228 млн рублей доначислений по НДС и налогу на прибыль + санкции).

Уголовное дело, банкротство. К слову, этот тандем - стандартный способ наполнения бюджета. Вначале все воруют НДС и прибыль, затем государство взыскивает все со всех, кого поймает, в кратном размере.

По "уголовке" рассказывать не буду, выступал в ней консультантом. Удалось найти поддельный диплом эксперта, который определял размер ущерба по налоговому преступлению. Сына признали виновным, назначили штраф и освободили от наказания по амнистии (это типа оправдания в наших судах). К слову, "условка" - это тоже от судьи может быть как оправдание.

С банкротством и субсидиарной ответственностью оказалось сложнее.

Отец нашел самого медийного и дорогого персонажа, специализирующегося на вопросах субсидиарной ответственности (субсидиарка - это грубо говоря, когда долги "юрика" перекидывают на "физика") и пошел за юридической помощью. К слову - красивый черно-красный маркетинг и дети в публикациях.

Отец - учредитель. Сын - директор. У сына - ничего. У отца - 14 объектов недвижимости и бизнес по геодезическим изысканиям. Чрезвычайно умный и образованный человек. Не к тому, что сын глупый, просто есть люди, от которых буквально "разит образованием".

Так вот, пошли они на фасад этого медийного персонажа (тогда консультация стоила 15 т.р., сейчас, вроде - 25 т.р.). Тот их проконсультировал, взял денег и заключил договор. Все - роль фасада закончена.

Дальше две девочки, пусть амбициозные, но не понимающие принципов работы "системы" проигрывают суд первой инстанции, затем апелляцию, остается только кассация.

Промежуточные итоги работы - солидарно взыскать в бюджет 228 миллионов рублей и с отца и с сына. Отец по закону не виноват (его роль - только регистрация ООО). Но кого это волнует если не смогли донести.

Сын прочитал публикацию на "Праворубе" - встретились. Единственный вариант в таком раскладе было не требовать отказа в привлечении к субсидиарной ответственности (шанс = 0, т.к. мажоритарный кредитор с требованиями 228 миллионов рублей - это бюджет), а "перевести стрелки" на сына. Чем спасти имущество отца.

Что и было сделано. Кассация наша. Новое рассмотрение в Арбитражном суде города Москвы. Итог - вся субсидиарка ушла на сына, отец сохранил имущество. Кому интересно - на "Праворубе" есть практика.

Все это рассказываю не к тому, чтобы показать уровень адвоката, а к тому, что фасад - это обман. А обман - это "-" для кармы.

Юридические фирмы - это маркетинг, маркетинг и еще раз маркетинг. Если услуги простые - ничего зазорного нет. Если же вопрос сложный, личный, то маркетинг - это уже "плохо".

Когда хозяин и (или) руководитель принимает заказ на личное дело, то доверитель (заказчик) обращаться лично к руководителю с тем, чтобы именно он защитил их интересы, а не делегировал дело сотрудникам.

В спорах, где участвует бюджет или АСВ (агентство по страхованию вкладов) или ДГИ г. Москвы или еще с десяток категорий участников, закон "ставят на паузу".

Прав ты, не прав - суду виднее. Здесь иногда можно вырулить, но только если лично участвуешь в деле.

Поэтому возникает конфликт между бизнесом и кармой. Ведь каждый обман порождает негативные последствия, даже если ты срубил прилично деньжат.

Поэтому карма куда важнее. Сам в настоящее время осуществляю адвокатскую деятельность через адвокатский кабинет, а коллективы формирую исходя из неформальных отношений. Отговариваю многих от банкротства физических лиц, ведь то, что происходит в БФЛ - это вообще мрак.

Права в нашей стране защитить очень и очень сложно. К сожалению, мало кто публикует истинное положение дел. Отсюда и "мыльный пузырь" юридического маркетинга.

Два слова о "решалове". Взятки и суды

Берут ли в судах взятки? Исходя из того, что пишут в открытых источниках - да. См. дело Елены Кондрат. Но нужно понимать, что с коррупцией государство борется. Делает это жестко и активно. Минимум - мошенничество, максимум - больше, чем за убийство. Зачем? Как говорил Остап Бендер - "я чту уголовный кодекс и в этом моя слабость".

Что в итоге:

Это не история о том, что "все плохо", а иллюстрация действительного положения дел. Заработать в юриспруденции очень легко - из 100% тех, кто публикует рекламу, не более 10% тех, кто разбирается в вопросе. Закон - дефицит и месяц от месяца этого дефицита становится все меньше и меньше. А юристам, которые не сильно искушены в профессии, чем-то нужно торговать. Отсюда - вал маркетинга.

Вопреки тому, что опубликовано в открытых источниках, в специализированных юридических нишах нет конкуренции.

Главный совет: изучайте все вопросы САМОСТОЯТЕЛЬНО, требуйте судебную практику, а не фразу "да, мы это можем". Дядя-адвокат, даже с 50 000 рублей в час ставкой, может не уметь писать юридические документы и вообще НЕ ШАРИТЬ в теме. Но "перчить" свою речь фразами "Пленум Верховного суда" и подобными. Его задача - крутить ручку и смотреть в глаза в дорогом офисе. Больше он ничего не может.

Ну и ссылка на авторский телеграм-канал

Публикация не с целью "удить клиентов" (доверителей хватает), а для "плюса" карме. Главный совет - не участвуйте в семинарах по налоговой оптимизации (фискалы отслеживают!) и старайтесь обойтись без адвоката. У меня сейчас два офиса, которые представлены "понятийно", без оплаты и хорошие отношения по всей стране. Из наемных работников никого. Юридический бизнес уступил место адвокатской деятельности и, конечно, философии с жизнеречением.

Эпоха фасадов (Постмодерн) должна уступить место эпохе правды (Метамодерн).

Быть добру!

2 комментария

Похоже, юридический бизнес будет продолжать меняться в будущем. Однако очевидно, что даже в условиях жесткой конкуренции можно оставаться честным и порядочным человеком. Идея кармы в юридической сфере напоминает о том, что все наши поступки имеют последствия. Когда мы выбираем между краткосрочной выгодой и долгосрочной перспективой, важно помнить, что наша репутация - это самый ценный актив, который легко можно потерять.

совершенно верно. Как раз конкуренция и находится в тех нишах, где слабо представлена компетенция и сделан упор на маркетинг. Репутация позволяет просто рассказывать о том, как есть с минимальным набором технологий. Крайне интересно изучать жизненный опыт, различные истории связки земных и вселенских законов)

1