Могут ли от газа прогореть клапана?

Для того чтобы развеять этот миф, необходимо понять почему вообще прогорают клапана при работе двигателя на топливе с большим октановым числом (Рассмотрим на примере бензина)

Клапана в двигателе бывают впускные и выпускные. Задача впускных клапанов наполнить в нужный момент топливовоздушной смесью цилиндры двигателя, задача выпускных – освободить в нужный момент камеру сгорания от отработавших газов после сгорания топлива. Действительно, в некоторых случаях использование бензина с большим октановым числом может привести к прогоранию выпускных клапанов. Бытует мнение, что происходит это из-за большей температуры горения смеси с более высоким октановым числом. На самом деле все наоборот. Топливо с большим октановым числом, обычно горит с такой же или меньшей температурой, но горит дольше и сгорает полностью, в отличие от низкооктановой смеси. При этом если время горения превышает расчетное, может получиться так, что на фазе выпуска через клапан вместо отработанных газов будет выпущена еще горящая смесь. На практике же конструкция большинства ДВС позволяет реализовать весь потенциал топлива с большим высоким октановым числом без ущерба для выпускных клапанов. Как упоминалось выше, высокооктановое топливо горит дольше и следовательно для правильного и полного сгорания смеси ее поджег должен осуществляться раньше.

В современных автомобилях установлена система, которая автоматически регулирует угол зажигания, что позволяет автомобилю эксплуатироваться на высокооктановом топливе. Если в вашем автомобиле не предусмотрено такой системы, то вам следует обратиться в сервисный центр для установки дополнительного модуля, который позволит регулировать угол зажигания. Есть еще одна причина прогара клапанов, которая абсолютно не связана с видом топлива (бензин/газ) и его октановым числом. А происходит это по причине не отрегулированного клапанного зазора. Если зазор клапана настолько велик, что клапан не может полностью закрыться, то отработанные газы проходят через подпускающий клапан и в конечном итоге «прожигают» седло или клапан. В идеале, клапан в закрытом положении должен очень плотно сидеть в “седле клапана”. Для этого необходимо, чтобы на шток клапана не было вообще никакого давления. Толкатель должен лишь касаться кончика штока. Но в реальности реализовать это невозможно, и поэтому между штоком клапана и клапанным рычагом (толкателем) остается небольшое пространство, которое называется клапанным зазором. Современных двигатели оснащены гидрокомпенсаторами или гидротолкателями которые автоматически регулируют клапанный зазор. На двигателях, которые не оснащены гидрокомпенсаторами, зазор регулируется механически (вручную).Чем лучше высокооктановое топливо? Для понимания принципов повышения мощности и эффективности ДВС необходимо понять, что такое преждевременное воспламенение, детонация и октановое число. Причем, не на уровне рассуждений, что 98-ой бензин более качественный, чем 95-ый. Нужно понимать, что октановое число само по себе не самоцель, а лишь один из факторов достижения наилучших эксплуатационных характеристик ДВС. Топливная смесь в ДВС не взрывается — она горит. Скорость горения должна соответствовать скорости движения поршня. Фронт воспламенения должен быть однородным и распространяться ровно по ходу поступательного движения. Чем меньше температура горения, тем меньше потери на тепловыделение. Это все упрощенные заявления, но общую суть явлений передают. Преждевременное воспламенение происходит, когда при увеличении давления в смеси она самопроизвольно воспламеняется. При этом получается, что часть работы затрачивается не на то, чтобы толкать поршень, а на то чтобы помешать завершить поршню ход фазы сжатия, а та энергия расширения, которая еще останется (если останется), будет использована крайне неэффективно из-за нерасчетного профиля фронта горения. Детонация — это еще более неприятный эффект, когда воспламененная смесь взрывается. То есть после короткого момента, когда горение распространяется со скоростью, измеряемой десятками сантиметров в секунду, она вдруг увеличивается в разы. Происходит это под влиянием и температуры и давления, а сам эффект обеспечивается наличием определенного количества одного из продуктов горения. Эффекты от детонации: вместо фронта горения получаем ударную волну (в принципе то же самое, но только в разы больше скорость и температура), как следствие — резкое падение термического КПД и ударные нагрузки на поршневую группу, постепенное разрушение камеры сгорания. А теперь на секундочку представьте, что происходит, если детонация возникает не после поджога смеси свечой, а после самовоспламенения — все то же самое, но только против хода поршня. И тут мы приходим к следующему понятию — октановому числу. Оказываете, у разных видов топлива стойкость к преждевременному воспламенению и детонации различается (это называют детонационной стойкостью). Октановое число как раз и является показателем этой стойкости. Чем оно выше, тем выше и стойкость. Высокооктановое топливо позволяет двигателю работать более экономично, ведь как говорилось выше – такая смесь сгорает полностью, не оставляя недоработанных газов. Также такое топливо более экологично – меньше выбросов в окружающую среду от работы ДВС. И наконец из-за высокой детонационной стойкости — такое топливо позволяет двигателям служить дольше и позволяет инженерам разрабатывать более технологичные и совершенные двигатели.Различные виды топлива.

Бензин:

Цена на бензин постоянно растет. На сегодняшний день стоимость бензин марки АИ-95 в Москве около 32 руб. за литр, в регионах около 30 руб.В России высокооктановые бензины получают исключительно методом добавления присадок. Для повышения октанового числа топлив используются высокооктановые компоненты и антидетонационные присадки. Многие из них (например, МТБЭ) испаряются легче, чем бензин, что приводит к интересному эффекту у машин с негерметичным бензобаком — по мере расходования топлива и испарения присадки октановое число бензина, оставшегося в баке, уменьшается на несколько единиц. Это приводит к лёгкому «звону» при полной мощности мотора (если он не оборудован датчиком детонации). Подавляющее большинство современных инжекторных двигателей имеют датчики детонации, позволяющие использовать любой бензин с октановым числом 91—102, однако для двигателей с высокой степенью сжатия необходимо использовать бензин с октановым числом не ниже 95 или даже 98. При этом часто получается так, что для получения 95-ого бензина присадки используются менее качественные, чем для 98-ого. Так, что заправившись 95-ым после 92-ого можно получить более ровную работу мотора и нагар на свечах в одном флаконе. Понятно, что тут все зависит от конкретной АЗС.

Автогаз (Пропан-бутан):

Нефтяной сжиженный газ, известный в Евросоюзе как Автогаз, LPG, и GLP, в России как Пропан-бутан. Усредненное октановое число смеси пропан-бутана 98 (пропан – 102, бутан – 92), что очень близко к бензину и исключает детонационный режим работы двигателя при любой нагрузке.Газ легко смешивается с воздухом и равномернее наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровно и тихо. Газовая смесь сгорает полностью, по этой причине не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал.В отличие от недогоревшего бензина, газ не смывает масляную пленку со стен цилиндров, и поршни всегда работают по маслу. Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, нейтрализатор и датчик кислорода (лямбда-зонд) Количество токсичных выбросов снижается более чем на 40%. В заключении можно однозначно сказать, что по вине пропана-бутана и качественно установленного ГБО, клапана прогореть не могут. Нет ни одного экспертного заключения, в котором бы говорилось обратное.

Начать дискуссию