Как изменилась работа с китайскими производителями

Как изменились сроки поставок товара из Китая, что происходит с качеством, как предугадать спрос на топовые позиции, почему растет число сборочных производств в России и снижается доля трансграничной торговли – эти и другие вопросы обсудили участники вебинара: «Работа с поставщиками и производителями из Китая в пост-COVID период».

Закрытие границ, простой китайских фабрик и финансовые потери — все эти факторы сказываются на бизнесе дистрибьюторских и логистических компаний.

Справка:

По данным ФТС России, в первом квартале 2020 года товарооборот России с Китаем сократился на 1,64% до $24,538 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Импорт России из Китая за этот период сократился на 3,66% и составил $11,575 млрд.

Как изменились сроки доставки и качество товара

В июне сроки доставки грузов из Китая в Россию по сравнению с доковидным периодом увеличились на 1-4 дня.

Сегодня все грузы отправляются, но образовались большие очереди. Авиасообщением отправка замедлилась на один-два дня из переполненных авиаскладов. При отправке груза ж/д сообщением теперь надо место бронировать как минимум за неделю, а лучше за две. Раньше это можно было сделать за один-два дня. При отправке товара автотранспортом ситуация обстоит лучше, чем железной дорогой, но из-за огромного количества отправлений фуры стоят в очередях. Если раньше дорога от китайского завода до Москвы занимала 10 дней, то теперь 13-14 дней.

Ксения Новожилова, управляющая интернациональным офисом логистической компании IML CN в Шэньчжэнь

Из-за почти двухмесячного простоя китайские фабрики понесли огромные финансовые убытки, поэтому они перешли в режим жесткой экономии и это зачастую отражается на качестве производимой продукции. Дистрибьюторы и логистические компании советуют составлять детальный договор с китайскими производителями, в котором прописаны все детали производства вплоть до каждого шурупа. В противном случае может произойти замена некоторых элементов на более дешевые. «У нас есть клиент, который заказывал уличное светодиодное освещение с железным громоотводом у китайского производителя. В первом закупочном контракте все детали материалов были прописаны и никаких нареканий к производителю не было. При втором закупочном контракте материал громоотводов не прописали, и китайская сторона произвела их из пластика», — привела пример Ксения Новожилова.

После открытия границ представители российской таможни стали более тщательно и внимательно проверять сопровождающие документы на товар. Самая большая и частая проблема — это неправильно оформленный упаковочный лист (Packing list) со стороны китайских производителей. По статистике, такие ошибки встречаются в каждом втором заказе. И этот момент надо контролировать еще при отгрузке товара с фабрики, советуют эксперты.

Что везут из Китая и как предугадать спрос потребителей

По данным компании IML, в период режима самоизоляции в Россию из Китая везли в основном медицинское оборудование и комплектующие, средства индивидуальной защиты и гигиены, детские товары. После отмены карантина в топ импортируемых позиций вошли электроника, мелкая бытовая техника, аккумуляторы, товары для взрослых, детские товары (одежда и игрушки для активного отдыха).

«В настоящее время в Китае очень большой спрос на беспроводные наушники Bluetooth, работающие без подзарядки 60-90 часов, и последняя модель наушников от Xiaomi. Это значит, что через какое-то время они будут популярны и в России. Кроме того, в Китае в настоящее время налажено производство бактерицидных ламп для бытового использования по доступной цене. Мы уже отправляем комплектующие для сборки в России. Но представительств этих производителей у нас еще нет. Очевидно, что такие лампы будут покупать в каждую семью для дезинфекции помещения. Это значит, что на них будет большой спрос и на этом можно заработать», — отмечает Ксения Новожилова.

Предугадать, какие товары будут популярны в России в ближайшие месяцы, можно, зайдя на сайт Amazon. Лучше зайти на немецкий Amazon, поскольку Германия территориально ближе к России и потребительское поведение в двух странах похоже, и проанализировать топ-150 бестселлеров. Эти товары абсолютно точно чуть позже будут популярны и в нашей стране.

Аркадий Маркарьян, независимый ритейл эксперт, ex Head of Electronics в Яндекс.Маркет

Также участники вебинара отметили, что в настоящее время в России растет число предприятий по сборке товаров из китайских комплектующих. «Россияне все чаще доверяют товарам с надписью: «Сделано в России», поэтому производители стараются привозить комплектующие из Китая и контролировать сборку. Но это чаще характерно для крупного бизнеса. Мелкие компании по-прежнему завозят готовые изделия», — подчеркнула Елена Шутюк, коммерческий директор IML.

ООО «ТЕХНОЛОГИИ ПРИКОСНОВЕНИЯ» является официальным представителем нескольких брендов в России — GESS (Германия), RestArt (США) и EcoSapiens (Россия). До 2014 года все эти бренды компания производила в Китае, но затем стала перестраивать структуру производства. «Прежде всего это связано с экономическими причинами, вызванные курсовыми разницами валют. В настоящее время производство бренда EcoSapiens полностью организовано в России. Локализовать полностью производство всех брендов мы не можем из-за отсутствия комплектующих, их мы импортируем из Китая и Японии», — рассказал Владимир Бойко, директор по развитию брендов GESS, RestArt и EcoSapiens в России.

Российские потребители не только предпочитают товары определенных категорий российского производства, но и все чаще делают покупки на локальных маркетплейсах вместо зарубежных. «В последний год все поменялось: российские потребители, окунувшиеся в мир трансграничной торговли, стали понимать, что покупки в сегменте электроники и бытовой техники не приводят к желаемому результату – зачастую товар низкого качества. И стали смещать фокус на локальные онлайн-платформы, которые обеспечивают гарантийную поддержку, быстрые возвраты и локализацию продуктов (наличие русской инструкции, интерфейса, переводов меню и так далее). Соответственно доля трансграничных покупок стала снижаться. Так что госпошлины, введённые с 1 января 2020 года, на зарубежные посылки стоимостью свыше 200 евро, не единственная причина падения трансграничной торговли», — уверен Аркадий Маркарьян.

Полную версию вебинара «Работа с поставщиками и производителями из Китая в пост-COVID период» можно посмотреть по ссылке.

Начать дискуссию