Как освоить копирайтинг самостоятельно, без курсов и образования — 5 шагов
Кажется, чтобы освоить любую удаленную профессию нужно пройти десятки курсов и потратить на это кучу денег или проучиться 5 лет в университете. Например, чтобы освоить веб-дизайн нужно изучить основы композиции, типографики и пользовательского интерфейса. Еще научиться работать в фотошопе, фигме, канве, иллюстраторе и других — без курсов не обойтись.
Но есть одна онлайн-профессия, которую можно изучить даже самостоятельно без курсов и высшего образования, а через несколько недель уже брать первые заказы и зарабатывать удаленно. Все что нужно — немного мотивации и терпения, чтобы не забросить изучение через пару дней. Эта профессия — копирайтер. В статье мы расскажем про 5 шагов, которые помогут любому человеку стать копирайтером с нуля и освоить удаленную профессию.
Шаг первый: изучить основы копирайтинга
Обучение любой профессии начинается с базовых правил, копирайтинг не исключение. Основы — это когда вы знаете, как написать такой текст, который принесет много заявок, просмотров и лайков, и продаст больше товаров или услуг.
Текст может быть в разных форматах: статьи, имейл рассылки, баннеры, посты, уведомления от приложений на экране телефона. Но главное в тексте выделить боли аудитории и надавить на них с помощью текста без лишнего мусора. Писать нужно так, как мы говорим: без штампов, абстракций и канцеляризмов. Сравните два текста:
Первый текст, звучит очень формально, его сложно не только читать, но и слушать. Внимание рассеивается и невозможно ухватить суть — какие сотрудники, из каких отделов работают вместе, и какую пользу они приносят.
Все абстракции нужно заменять примерами, фактами и сценариями. Они сразу делают текст конкретным, понятным и информация легко воспринимается. Не нужно перечитывать по нескольку раз, чтобы понять, что имел в виду автор.
Например, на эту тему недавно вышел урок у ex-редактора Газпромбанка, в котором он рассказал о пяти правилах продающего текста, с помощью которых копирайтеры зарабатывают не по 100 рублей за 5 страниц текста на бирже, а от 5 тысяч рублей за статью.
В нем собраны самые основные моменты, которые нужно изучить перед тем, как начинать писать тексты за деньги. Когда посмотрите — сможете писать лучше чем копирайтер, из предыдущего примера. Представьте, как много работодателей, которые жаждут работать с хорошими авторами.
Шаг второй: выбрать направление
В копирайтинге очень много направлений: статьи, посты, лендинги, и даже кнопки в разных приложениях пишут тоже копирайтеры — это называется UX-копирайтинг. Если вы думаете, что раз у UX копирайтеров меньше работы — всего-то пару слов для кнопки придумать, значит они и получают меньше, то вы сильно ошибаетесь.
Можно делать описания для карточек товаров на маркетплейсах, презентации для деловых встреч или писать для блогов вконтакте и телеграм-каналов. Например, вести телеграм каналы про косметику и модные тренды. Или вести каналы на тему авто, ремонта. Эта профессия называется контент менеджер — и она сейчас очень популярна. Новички контент-менеджеры могут рассчитывать на 70 тысяч рублей. Можно выбрать не одно направление, а два-три, сконцентрироваться на них, сразу набивать руку и пополнять портфолио.
Вы можете начать изучать не только конкретное направление, но и конкретную нишу, в которой захотите писать. Например криптовалюта, айти, недвижимость или бьюти. Зарплата тоже будет отличаться в каждой нише. Копирайтеров, которые грамотно пишут на тему криптовалюты критически не хватает, поэтому им готовы платить от 80 тысяч рублей в месяц.
На основе выбранной ниши нужно сделать портфолио. Нет, портфолио не собирается во время работы. Тут алгоритм другой: сначала собираем портфолио, а потом ищем работу. Практически ни один работодатель не примет на работу кандидата без портфолио. Их не интересует есть ли у кандидата филологическое или журналистское образование, и какие курсы он прошел. Всем интересен только опыт и реальные примеры работ.
Чтобы создать портфолио, не обязательно делать какие-то реальные заказы. Можно находить в интернете ужасные абстрактные тексты реальных компаний и переписывать их понятным языком, хоть они об этом и не просили.
Лайфхак — можно откликаться на вакансии копирайтера на хедхантере, выполнять тестовые и добавлять в портфолио. Еще один плюс — вы получите обратную связь на свою работу. С помощью обратной связи в разы быстрее набьете руку, качество текстов вырастет, потому что увидите свои ошибки и пойдете изучать больше информации по этой теме. И даже если вас не примут на работу, выгоду из этого вы все равно извлечете — пополните портфолио для следующего работодателя.
Вообще обратная связь — это единственное, из-за чего можно пойти на любой курс. Когда мы учимся самостоятельно — сложнее увидеть свои ошибки, или наоборот рост. С редактором можно в два раза быстрее улучшить свой навык писать, потому что каждый комментарий в тексте может дать еще больше пользы чем урок.
На коротком недельном марафоне, в котором классные практикующие редакторов крупных компаний: Циан, Тинькофф, МТС банка, оставляют обратную связь на домашки. Марафон длится семь дней. На марафоне вы не только изучаете теорию, но и начинаете ее практиковать, получаете обратную связь и уже через неделю ваши тексты становятся лучше, а вы увереннее. Стоит марафон недорого — дешевле обеда в кофейне, а знания всегда окупаются. Пока лучший на рынке продукт с доступной ценой и с обратной связью от кураторов.
Шаг третий: развивать насмотренность
Если хотите стать крутым копирайтером и редактором — окружите себя хорошими текстами. Подписывайтесь на телеграм каналы, смотрите ютуб видео, гуглите профильные статьи и кейсы коллег. Это и есть насмотренность — чем лучше тексты вы находите, тем незаметно растет уровень ваших текстов.
Когда вы серфите в интернете, заходите на разные сайты, статьи на дзене и пытайтесь анализировать их. Обращайте внимание на то, как они оформлены, легко ли вам читать текст. Понятно, что хотел сказать автор или запутались в его умных словах и причастных оборотах. Зацепил ли текст ваше внимание и захотелось ли вам купить тот товар или услугу, которую компания продает.
По началу самому это будет трудно сделать — отличить классную статью от заспамленной. Но чем больше вы будете обращать внимание на текст вокруг вас, тем быстрее начнете понимать как должен выглядеть классный продающий текст. И это касается не только каких-то стандартных статьей в интернете.
Можете обращать внимания на пуш-уведомления и e-mail рассылки, которые приходят вам на телефон каждый день. Зацепило ли вас уведомление, хочется ли вам после него открыть приложение и совершить покупку, например. Или наоборот смахиваете его в сторону даже не вчитываясь в суть. Можно анализировать e-mail рассылки, которые пачками приходят на нашу почту: какой у них заголовок, понятно ли о чем вообще будет идти речь в письме и хочется ли его открыть после этого или отправить в корзину.
Текст везде вокруг нас, мы сталкиваемся с ним ну чуть ли не каждую минуту в нашей жизни. Когда вы начнете обращать на него внимания и анализировать — потом не сможете избавиться от этой привычки и будете читать каждый баннер на столбе, автоматом редачить в голове и повышать свой скилл.
Шаг четвертый: найти клиентов
Это самый важный этап. Он многих пугает, особенно когда они слышат голоса скептиков, которые сидят на диване и говорят, что это все невозможно и удаленной работы не бывает. Зато, когда вы начнете откликаться, то очень скоро узнаете, что оказывается копирайтинг — это не какая-то игрушечная работа, где нужно сидеть и часами писать тексты за копейки. Это классная удаленная профессия с зарплатой и самореализацией.
Для начала можете искать клиентов среди своего окружения, друзей и друзей друзей. Без стеснения предлагать свою помощь, говорить, что вы копирайтер и можете сделать крутое описание к продукту или написать пост в соцсети.
Например, увидели на сайте текст, который тяжело читать, совсем не понятна суть и польза компании — напишите владельцам, что знаете, как переписать этот текст, чтобы он был в мире читателя. Это поможет привести им больше новых посетителей и увеличить продажи. Приведите несколько примеров, как можно улучшить текст.
Прежде чем вы скажете, что это дурацкий совет, то вот пример, именно так сделала наша ученица: зашла на сайт салона красоты, в который ходит уже 10 лет, чтобы выполнить домашнее задание и увидела этот ужасный текст. Сделала домашку, переписала текст без штампов и абстракций и решила предложить свои услуги тому самому салону красоты.
Главное — не засидеться в этой позиции и не остаться писать статьи за 500 рублей спустя четыре месяца работы. Так вы быстро выгорите, потому что не увидете, что ваш труд оценивается по достоинству. Потратите много сил, бросите копирайтинг и так и не узнаете, что за ваши тексты давно уже пора брать от 5 тысяч рублей, и десятки компаний взяли бы вас на работу на достойную зарплату.
Найти клиентов можно не только в интернете, но и в обычной жизни среди знакомых. Да даже если вы учитесь в университете, можете предложить написать статью на сайт, пост или афишу в группу университета. Сами того не ожидая первые клиенты могут остаться с вами на годы и стать постоянными. Они будут рекомендовать вас другим людям, у вас будут появляться заказы, расти портфолио и опыт.
Шаг пятый: найти нетворкинг
Следующий важный шаг — найти окружение единомышленников. Нужно присоединиться к любому сообществу копирайтеров или фрилансеров, где люди обсуждают заказчиков, заказы, где они их искали и делятся какими-то фишками в копирайтинге.
Нужно найти такое сообщество, где люди разговаривают между собой, что-то обсуждают, задают вопросы и помогают друг другу. Найти такие группы можно в телеграмме или вконтакте. Например, у многих преподавателей нашей школы есть каналы, где они делятся кейсами и потом обсуждают в комментариях.
В таких каналах есть чему поучиться и можно даже найти там работу. Однажды наш куратор нашла в таком канале классного редактора на проект по крипте среди активных подписчиков, а Марку — сценариста для канала по путешествиям. Такой нетворкинг прокачивает не только опыт, но и карьеру.
Это были все 5 шагов, с помощью которых можно стать отличным копирайтером и начать брать первые заказы. Самое сложное — это решить учиться чему-то новому, а дальше все этапы пойдут сами собой.
Изучите основы копирайтинга — вся информация есть в интернете, но не так структурирована, как на курсах, например. Поэтому готовьтесь к тому, что нужно будет собирать ее из разных источников и складывать воедино. Чтобы быстрее усвоить знания — пишите больше текстов и получайте на нее обратную связь от опытных редакторов. Выберете направление и нишу, в которой вам больше всего нравится писать, и начните собирать портфолио. Параллельно
Вступайте в сообщества копирайтеров, чтобы советоваться с ними и заимствовать фишки, развивайте насмотренность и начинайте брать свои первые заказы. Предлагайте свои услуги знакомым и сделать парочку пробных работ за символическую цену. Можно найти ужасные тексты на просторах интернета и сразу же предложить руководству переписать их. Дальше начнет работать «сарафанное радио», и клиенты сами будут вас находить.