“Договор для бизнеса можно составить один раз, и он будет служить тебе вечно!”
Верите в это?
Я - нет.
Чтобы составить хороший договор, я:
-погружаюсь в бизнес-процессы компании,
-досконально изучаю путь клиента,
-задаю вопросы о проблемных ситуациях, претензиях, с которыми сталкивается заказчик,
-продумываю схему правоотношений,
-выявляю проблемные зоны в сделке - “чего мы хотим избежать?”,
-ориентируюсь на цель сделки - “что мы хотим получить в результате?”.
Проделав такой путь, я составляю или редактирую договор и получается весьма достойный документ, способный защитить моего клиента - предпринимателя на случай, если что-то пойдет не так.
Что происходит со временем с этой ювелирной работой в большом бизнесовом мире?
Предприниматель регулярно перестраивает бизнес-процессы, путь клиента меняется. Политические, экономические изменения вносят в сделку свои коррективы.
И если договор при этом остается прежним, то защита постепенно ослабевает.
Необходимо адаптировать свой “щит” под изменения.
Обожаю своих клиентов, которые коллекционируют неприятные случаи в своем деле или хотя бы фиксируют изменения в бизнесе, и приходят за редакцией договора сразу со списком, чтобы избежать проблем.
Пример из работы с онлайн-школой.
Заказчик обозначил изменения:
- заявки получаем не только с сайта, но и из ВК (изменение пути клиента - редактируем договор-оферту);
- запустили новый продукт и продаем не только курс, но и пользование сервисом по монтажу сторис (здесь нам потребуется вообще новый вид договора - лицензионный);
- раньше клиенты платили через банковскую рассрочку, а теперь мы даем внутреннюю рассрочку на курс (но в оферте у нас только предоплата - вносим условия о внутренней рассрочке, приправляя его неустойкой за нарушение сроков оплаты).
Если Вы пользуетесь своим договором более года, при этом есть изменения в бизнесе, или ваша "коллекция" неприятных моментов пополняется, важно не затягивать с редакцией договора, а своевременно адаптировать его под обстоятельства. Я Вам в этом помогу!