«От госслужбы к веб-студии: как опыт государственной службы помогает в IT-индустрии»
Всем привет!
Я руководитель веб-студии Коротковых, мы занимаемся разработкой веб-сервисов и разработкой мобильных приложений.
Мой Телеграм-канал
В лонгриде:
1.Постараюсь вдохновить вас на собственные изменения и рост (если это нужно), потому что развитие определенно точно дает буст в карьере.
2.Покажу инструменты с примерами, которые я приобрел на госслужбе, которые работают и которые я применяю в IT, дам короткие чек-листы для применения.
3.Также в конце я отвечу на вопрос, стоит ли переходить из госслужбы или нет?
Я рассказываю именно про свой опыт и про свой путь, скорее всего где то можно было сделать проще и правильней, но я буду рассказывать именно, что я пережил и что у меня работало и куда меня это все привело.
I.Вступление
Я закончил ВИТУ (Военно-инженерно-технический университет) в 2015 году и начал свою карьеру на госслужбе. В Курске я работал начальником квартирно-эксплуатационной службы (проджектом на айтишном), где у меня более 10 подчиненных и широкий спектр обязанностей — от управления инженерными системами до организации судебного делопроизводства.
После пяти лет в Курске я переехал в Пермь, где занимался жилищным обеспечением, управлением жилых домов, ремонтом объектов.
В 2022 году я решил кардинально изменить направление и стал frontend разработчиком, а затем с братом основали собственную веб-студию.
II. Опыт работы на госслужбе
Основные навыки и качества, приобретенные во время службы:
Вводные данные - когда человек выпускается и его направляют на новое место работы, он предоставлен сам себе, нет никаких менторов, человек просто один на один сам с собой.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Первым моим запросом после выпуска и назначении на должность было - что мне делать? За что взяться? Как расставить приоритеты?
Было сделано:
1.Прочитал какие то старенькие должностные обязанности, своего предшественника.
2.Прочитал почти все (всю документацию) нормативные документы, касаемые моей зоны ответственности.
3.Начал сравнивать как написано в законе и как на самом деле.
4.Провел one-to-one c сотрудниками, выявил боли и проблемы, которые стоят остро и на что обратить внимание
5. Уточнил у руководителя какие есть проблемы и есть ли у него пожелания по расставлению приоритетов в работе.
6.Скачал программу для построения диаграммы Ганта и занес все работы, которые мне нужно было сделать.
7. Приоритеты я расставил по матрице Эйзенхауэра (важно-срочно, важно-не срочно, не важно-срочно, не важно-не срочно)
Данный подход помог изучить состояние моего направления, разложить по полочкам проблемы и определить приоритеты.
Когда начинали работать в студии, в таск менеджере расписали направления, поставили сроки и сформировали ганта, таким образом мы разложили по полочкам сферу деятельности, которая нам неизвестна.
Так же я ввел такие типы планирования как стратегическое (что делаем) и оперативное (как делаем)
УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ
Вторым запросом было - как управлять людьми?
Я обдумал это проблему и понял, что у меня нет авторитета, но чтобы его заработать есть два пути на госслужбе:
1.Заставить всех работать через страх наказания, унижения, крики
2.Решить проблемы подчиненных, стать экспертом, показать огонь в глазах, увлечь людей работой
Я пошел вторым путем
И мне Рома (далее мой хороший друг) - этот человек болел за свое дело и переживал за коммунальные сети, ремонт,разговор был простой: мы с ним обсудили главные проблемы по нашей специальности, я накидал идеи для их реализации, я ему сказал, что я люблю думать, считать, конструировать, но не люблю руководить, в ответ мне было сказано: на тебе идеи как решить проблемы, на мне управление. Дело пошло.
Но я заметил проблему, люди стали меня слушаться, но некоторые как будто бы специально делали плохо, забивали, я понял что не умею наказывать людей за их проступки.
Тут мне помогла книга Александра Фридмана - “Как наказывать подчиненных”
Я понял, что если работа организована правильно, все понимают последствия неисполнения задачи и понимают, что наказания не избежать, то и наказывать не придется. Я начал применять в практике и о чудо, начало работать!
После этого я выявил новую проблему, я ставлю задачу, ее берут в работу, я смотрю итог и понимаю, что это вообще не то
Так я начал применять методы промежуточного контроля в работе:
- После постановки задачи, уточнял все ли ресурсы есть для выполнения задачи
- Ставил промежуточные сроки проверки хода выполнения работы, или проверял по этапам или в зависимости от того как разворачивается ситуация (пример про ремонт труб и выбор библиотеки)
- Финишный контроль
Это помогло мне избежать непредсказуемого результата работ
У меня как у главного инженера было много работы бумажной, помимо управленческой. Мне требовалось думать, делать, проверять, наказывать.
Я начал думать, как запараллелить работу, чтобы она выполнялась когда я хожу на объект для контроля выполнения работ?
Ответ - Делегирование - с этим навыком у меня не было особо проблем, как только я почувствовал удовольствие от того, что могу делегировать часть обязанностей, я скинул часть груза и моя деятельность стала эффективной, да люди сопротивлялись, но когда тебя уважают и ценят - сопротивляться сложно.
Правда я столкнулся с проблемой - если ты эксперт, то многие пытаются пересадить на тебя своих обезьян и тут надо научиться разворачивать человека и требовать думать своей головой.
И картинка сложилась - умение наказывать людей за проступки + экспертность + человеческое отношение и уважение помогло мне завоевать авторитет и работать с подчиненными
Параллельно со всем этим, я понял как на людей влияет благодарности, поощрение, просто человеческое “спасибо” и комплименты
Данный подход мне помог освоиться работая с подчиненными и выполнять поставленные задачи, этого же метода я придерживаюсь и в студии и он работает!
В студии я добавил такие классные инструменты, как:--
- Ретроспективы
- One-to-One
- Подарочки
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Третий запрос - как протолкнуть изменения? Судя по лицам на совещании никому они не нужны
Тут все просто (или не просто) - нужен спонсор изменений, а это самый главный босс, либо его сильный заместитель.
В моей структуре нет экологичного внедрения изменений типа AIDA, ADKAR и других способов.
Главное продать спонсору изменений, а там дальше все будет хорошо, но в идеале применить вышеуказанные техники (база - понимание что нужно изменить и зачем, продать идею спонсору и сотрудникам, подготовиться к изменениям теоретически и практически, контроль изменений)7
В госструктуре основными причинами (мотивацией) изменений является:
- Риск наказания исполнительных органов
- Риск замечаний от ревизоров
- Упростит работу руководителю или его команде
- Изменения дадут какие то преференция спонсору изменений
- Огромное количество жалоб от сотрудников компании
Как у меня это работало:
- Заработал авторитет
- Получил поддержку от ребят, которые в своих кругах способны прорекламировать (продавить) изменения
- Получил поддержку от руководителя или его зама
- Вносили изменения
Пример
У нас было 3 дома с закрытой территорией с двумя парковками, одна за домами на 50 машиномест и одна внутри домов на 25 машиномест. На закрытую территорию запускали машины только по пропуску.
- Всего семей в жилых домах проживало 250.
- Ближайшая парковка в 400 метров от дома, при этом нужно пройти через КПП.
- Представьте вы тащите двоих детей и пакеты с магазина - 400 метров по темной улице.
- Мое предложение было такое, расчертить парковочные места и запустить еще 25 машин.
- Если перевести в методологию ADKAR до действия были такими:
- A — Awareness. Я выявил проблему следующую, те 50 машин (семей), которые получили места по несколько лет занимали эти места, поскольку текучка была медленная. Нам не хватало количество мест для ускорения текучки и чтобы люди не ждали своей очереди больше чем полгода. Плюс места занимали семьи без детей, в то время когда семьи с детьми ходили 400 метров ежедневно.
- Я объяснил жильцам, тем, что, да они лишаются пространства без машин, но получают возможность ускорить получения времени машиномест, тем более за домами большая детская площадка, внутри домов положили лежачих полицейских и сделали круговое движение.
- D — Desire. Я столкнулся с жесткой критикой в группе, при этом я понимал, что кричат меньшинство, хотя очень громко и возможно реальное мнение иное, мне нужно было получить осязаемую поддержку. Я провел голосование среди жильцов, собрал бюллетени и выяснилось, что 70 процентов ЗА. Я выложил данные по голосование и предложил несогласным написать свои предложения.
- K — Knowledge. Мы расчертили парковки для машиномест, поставили знак, шлагбаум, лежачих полицейских сделали круговое движение вокруг домов, довели правила запрещающие держать машину заведенной больше 10 мин. Разрешено было ставить машину только на свое место.
- A — Ability. Претварили в жизнь
- R — Reinforcement. Патруль по вечерам контролировал заезд машин и их выезд.
- Спустя время гипотеза чтобы смена владельцев машиномест ускорилась и пробка в очереди была пробита, количество семей ходящие с пакетам 400 м уменьшилось, считаю что это успешный кейс.
В студии:
В студии такая работа была проведена по внедрению таск менеджера и правил работы с тасками
- A — Awareness. Проблема была в том, что команда не перемещала таски, не фиксила время, не заполняла таски по шаблону, если требуется. Соответственно я не понимал, какие задачи в работе, какие на проверке, какой прогресс, не понимал какой процент багов возвращается. Прежде чем, что-то внедорять я изучил рекомендации и шаблоны как вести доску, изучил функциональность программы, задал вопросы в техподдержке. Разработал 3 варианта как вести доску, собрал доску, попробовал сам, дал попробовать разработчику, который любит такие штуки. Выбрали варинат
- D — Desire. Я провел митап по регламентированной работе, расписал инструкцию в фаиле. Рассказал как подошел к изучению вопроса и постарался донести мысль, что я максимально постарался сделать так, чтобы команде было просто и постарался максимально снизить когнитивную нагрузку.
Рассказал, какие плюсы от такого подхода:
- Работа регламентирована для всех проектов
- Мы вводим тренировочный период на 2 недели, я каждый день смотрю, правлю, подсказываю
- Я не дергаю лишний раз с глупым вопросом: “Что сделано?”, “А это сделано?”
- K — Knowledge. Расписал инструкцию, на митапе показал логику работы, ежедневно проверял работу и рассылал в телеграм-боте напоминания
- A — Ability. Претварили в жизнь
- R — Reinforcement. Переодически просматриваю доску, еженедельно на ретроспективе проверяю и оглашаю результаты. Так же я настроил автоматический отчет с рассылкой на почту, какие задачи были перенесены из колонки в “В работе” в колонку “На ревью”
Все привыкли, эта схема работает
Сложностей особо не было, у меня такая атмосфера, что все знают, что я контролю и обязательно укажу на неисполнение.
ПЕРЕГОВОРЫ, КОНФЛИКТЫ, МАНИПУЛЯЦИИ
Переговоры, конфликты и манипуляции - неотъемлемая часть рабочего дня.
Я задавался вопросом почему у некоторых получается договариваться и продавливать свои вопросы, а у меня нет. Почему многие дружат друг с другом на работе, а я вечно один. Как отражать нападки и что они значат?
В итоге я прочитал несколько книг по переговорам и психологии (все в разделе рекомендации).
Также я прошел курс-симулятор жизненных ситуаций и участвовал в переговорном клубе примерно пол года.
Парочка лайфхаков, которые я применяю в работе:
Конфликты:
- Нужно понять причину конфликта, цель и понять, что я хочу получить по итогу
- Понять это эмоциональный конфликт или рациональный
- Если эмоциональный – отвечаем объединением или называем эмоцию + возможную причину (Например: Мне неприятно это слышать, ты разозлен тем, что мы не успели зарелизиться сегодня?)
- Если рациональный – показываем где человек перешел границу и возвращаем его обратно в социальную роль
У меня обычно все конфликты заканчивались, когда я шел к человеку и разговаривал один на один, это действовало отрезвляюще по нескольким факторам:
- Человек видит, что я не боюсь зайти в конфликт
- Я вывожу его из эмоционального состояние в рациональное
- Я не захожу с агрессией (хотя иногда хочется дать в морду)
- Я отделяю человека от проблемы
- Я вытаскиваю из человека цель и опасения и сравниваю со своими целями и объясняю свою позицию (привожу видение к одной картине мира), так чтобы человек меня УСЛЫШАЛ
- Не поддаюсь на провокации и эмоции
- Закрепляю договоренности вопросом “Мы с тобой пришли к такому решению …, претензий больше нет?” Обязательно, чтобы человек ответил “НЕТ”
Пример №1:
Руководитель отдела А, очень негативно относился к нашему подразделению, по причинам которые не буду раскрывать, и он во всех возможных ситуациях пытался напасть на ребят из отдела будучи выше по званию.
Мы шли с построения (я шел отдельно), сзади шел руководитель отдела А с руководителем отдела Б и услышал такую фразу: “В этом отделе одни идиоты”, я видел что наши ребята это услышали, но ничего не сказали.
После построения я вернулся в кабинет и думал как мне поступить, потому что была проблема не в том, что он это сказал (хотя в этом тоже), а в том, что он значит это говорил кругом всем.
Были варианты:
- Прийти на эмоциях и дать в морду
- Оставить как есть
- Взорвать конфликт
Я выбрал третий вариант, нашел номер телефона его, позвонил и спросил на месте ли он, и не куда ли он не уходит.
План был такой:
- Сохранить хладнокровие
- Узнать зачем он это говорит и какая была причина
- Перевести разговор из эмоций в рационализм
- Так как я примерно знал причину, я был готов еще раз обсудить причину отказа выдавать квартиру и объяснить, что мы подчиняемся закону и не более
- Рассказать, что мне неприятно понимать, что он так ведет себя
- Договориться, чтобы, если есть претензии, то обсуждать это лично со мной
Так как он старше меня на 16 лет и намного выше званием и должностью, разговор начался естественно с манипуляции, что я старший лейтенант пришел указывать что говорить полковнику. Я пошел по своему плану, мне удалось погасить эмоции, драться он не пошел, мы разобрали проблему с квартирой и я попросил так не говорить.
После этого случая, лично я больше не слышал таких высказываний, но отношения особо не улучшились.
Манипуляции:
Манипуляции - это скрытое воздействие на человека с какой-то целью (например, ради удовольствия)
Есть куча типов манипуляций:
ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК — ПЛОХОЙ АРГУМЕНТ («Вы для начала оденьтесь как человек, а потом лезьте со своими идеями»)
НЕСООТВЕТСТВИЕ СЛОВ ДЕЛУ (“ты запрещаешь мне курить, хотя сам куришь”)
ЛИЧНАЯ ВЫГОДА (“Скажите правду: кто вам заплатил за то, чтобы вы это защищали? ”)
НЕВЕЖЕСТВО (Всем давно известно, что…)
«А ЧТО У ВАС РУКИ ДРОЖАТ?» (“«Почему вы на меня не смотрите? Вам стыдно смотреть в глаза? ”)
У меня хорошо работали такие приемы:
Показать манипуляцию — прямо указать собеседнику на то, что он манипулирует (мне не приятно, что ты пытаешься манипулировать мной!)
Вскрыть конфликт – манипулятор боится быть раскрытым и не хочет, чтобы его цель была видна окружающим и манипулируемому. ( что ты этим хочешь сказать? Зачем ты это говоришь мне? Чего ты хочешь добиться?).
Доведение до абсурда – при использовании манипулятором приписывания чего либо (например, меня часто обвиняли жильцы, что я якобы заодно с управляющей компанией и продавливаю некоторые виды работ, чтобы они мне заплатили, на что я отвечал - “да, конечно так и есть, сижу днем и ночью думаю как заработать 3 копейки на вашем доме “)
Причина - следствия – нужно показать нарушение причинно – следственной связи.
Парочку “не плохих” манипуляций, которые вроде как можно использовать самому:
Дайте человеку что-то ценное, с большей вероятностью, человек ответит взаймы
Последовательность. Когда о чем-то договариваетесь, возьмите с человека слово. Он будет стараться его удержать, чтобы не выглядеть в глазах другого человека не последовательным.
Отношения. Настраивайте отношения, люди тянуться к себе похожим и кого знают. Российский менталитет больше про отношения, нежели чем про дела.
Переговоры:
Самое главное правило - к ним надо готовится, изучить оппонента, знать свои сильные и слабые стороны, знать красную черту
Мини-приемы:
Сначало говорите “Нет” - твердое «нет» вынуждает аргументированно объяснять причину отказа. В этом случае разговор переходит в предметное русло и поиск решения спорных вопросов.
Никогда не показывайте нужду - Если вы прямо показываете или внутренне считаете, что нуждаетесь в сделке, — значит, готовы соглашаться с любыми условиями оппонента.
Контрасты - в госзакупках при заключении договора я использовал самую низкую цену, зная среднюю, чтобы был ход поторговаться, в студии я делаю наоборот, сначало самую дорогую, потом дешевле (такой прием используют в автосалонах)
Стоять на своем предложении до конца, если клиент/поставщик уходит сделать уступку, но обязательно что-то попросить взаймы
Предлагать услугу в трех вариациях - 1.Невыгодная, 2. Не слишком привлекательное, 3. Компромиссное, которое изначально и хотели, так у человека будет контраст предложений и ему легче будет продать, то решение, которое вам выгодно
Дайте человеку возможность отказать вам, вы передаете на него ответственность за принятое решение
Дорожная карта подготовки к переговорам:
Всегда готовьтесь!
- В какой точки я нахожусь, что у меня есть? (изучить оппонента, знать что он хочет, его интересы, какое у него мнение обо мне, что для него важно и т.д., можно подготовить таблицу мои минусы и плюсы, чтобы понимать свои сильные и слабые стороны на переговорах)
- Куда я хочу прийти? (Когда знаете вашу цель, вас трудно сбить с пути)
- Цель достижима?
- Составить тактику переговоров - здесь я набрасываю приемы, которые можно было бы применить ()
- Что меня устроит? (тут важно определить красную черту, всегда иметь несколько предложений)
- Что делать, если апрувнули решение? (подготовить мини план дальнейших действий и рассказать оппоненту)
- Что будете делать, если не апрувнули решение (это очень важно понимать, поскольку если начнутся манипуляции, вы должны понимать на что готовы пойти, угрозы - разорвать контракт нужно оценить предварительно)
Юридические аспекты
Мои выводы:
1. Не доводить до суда, стараться по максимум договориться
2.Соблюдать договор - сроки, объем
3.Перед началом претензионной работы сделать все, чтобы договориться и объяснить позицию, обычно госслужащие вынуждены направлять претензионные письма, но потом это спасает в суде.
4.Давать какую то дополнительную ценность, всегда возможен вариант, что ты окажешься в ситуации когда тебе нужна будет помощь
Стрессоустойчивость
Способность работать в условиях высокого давления позволяет мне сохранять спокойствие и принимать верные решения.
Тут что сказать, предприниматель рискует своими деньгами - это уже огромное давление.
На госслужбе я научился двум приемам как погасить стресс:
- Дыхание — сделайте быстрый вдох, выдох растяните на 10-15 секунд, далее не вдыхайте сразу, подумайте, что текущая ситуация ничтожна по сравнению с тем, что вам не хватает воздуха, посчитайте 15-30 секунд. Далее посмотрите на ситуацию со стороны, посмейтесь над ней и повторите полностью упражнение 3-5 раз.
- Представьте знак СТОП, сделайте 3-4 глубоких вдоха/выдоха, переключите ваш фокус на то, что происходит перед вами, далее только на звуках, далее только на вкусе, далее только на запахах, далее объедините все воедино и старайтесь удержать в течение 1-2 минут.
- Смените деятельность, сделайте что-нибудь для другого человека, сравните себя с тем, кому хуже, осознайте эмоцию и измените ее на противоположную, представьте эмоцию в виде эмоционального образа и резко вытолкните ее.
III. Переход в IT-сферу
Причины перехода и как я перешел (сократить здесь)
Мне всегда хотелось заниматься разработкой, но долгое время я подавлял это желание. В какой-то момент я понял, что мне необходимо изменить направление своей карьеры. Вот основные причины моего решения:
1. Вырос из текущей роли: Я почувствовал, что достиг потолка возможностей в организации и не вижу дальнейших перспектив роста.
2. Желание творчества и самостоятельности: Мне нужна была свобода для творчества и возможность самостоятельно управлять командой, ставить цели и задачи.
3. Амбиции по самореализации: Мои амбиции заключались не только в зарабатывании денег, но и в реализации своих идей и проектов.
4. Отсутствие стремления к развитию: В организации не было желания меняться и развиваться, что противоречило моим целям.
Рекомендованная литература:
Планирование:
- “12 недель в году” - Брайан Моран
- “Вы или хаус” - Александр Фридман
Нетворкинг:
- “Никогда не ешьте в одиночку” - Кейт Феррацци
- “Нетворкинг для разведчиков” - Андрей Безруков
Менеджмент:
- “Настольная книга project-менеджера” - Владимир Завертайлов
- “Искусство подбора персонала” - С.В. Иванова
- “Как наказывать подчинённых” - Александр Фридман
- “Вы или Вас” - Александр Фридман
- “Контроль в регулярном менеджменте” - Александр Фридман
Переговоры:
- “Ненасильственнное общение” - Маршалл Розенберг
- “Переговоры с монстрами” - Игорь Рызов
- “Я манипулирую тобой” - Никита Непряхин
- “Кремлевская школа переговоров” - Игорь Рызов
- “Сначало скажиет - нет” - Джим Кэмп
- “Аргументируй это” - Никита Непряхин
- “Психология влияния” - Роберт Чалдини
Почему можно перейти из госслужбы в IT, а наоборот нельзя (или не стоит?)
Госслужба - это как ни странное, про службу, а не про работу, если вы не хотите нести пользу обществу, делать их жизнь лучше, то вам там делать нечего.
Можно и вероятно вы привнесет крутые идеи, но столкнетесь со стеной бюрократии и не желанием или сильным сопротивлением изменять окружающую среду.
По моему мнению на госслужбу можно уходить, только на высокопоставленные места, когда у тебя уже есть деньги и связи, в этом случае, ты можешь попытаться изменить мир к лучшему.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал :)