«Честный знак» или последний шанс: почему малые продавцы одежды могут уйти в тень в 2025 году
Треть малых продавцов одежды может закрыться из-за обязательной маркировки
В начале 2025 года примерно треть мелких продавцов одежды может закрыться или уйти в теневой сектор, не справившись с финансовым и техническим бременем обязательной маркировки продукции через систему «Честный знак». Такую обеспокоенность выразили представители рынка, которые обратились к властям с просьбой хотя бы смягчить условия маркировки и ввести временный мораторий на проверки до завершения всех технических настроек системы.
На заседании Законодательного собрания Петербурга по этому вопросу депутаты поддержали просьбу предпринимателей и выразили готовность поднять проблему на федеральном уровне.
Обсуждение проблем обязательной маркировки
Вопросы, связанные с внедрением обязательной маркировки, обсуждались 29 октября на заседании рабочей группы по маркировке товаров. Причиной стало ужесточение правил: с 1 ноября все товары, включая те, что были закуплены до введения обязательной маркировки, не могут быть проданы без метки «Честный знак».
Председатель рабочей группы, депутат Наталия Астахова отметила:
«Если крупные компании смогли адаптироваться к новым требованиям, то для малых и микропредприятий процесс маркировки стал серьезной нагрузкой».
Финансовая и техническая сложность для малого бизнеса
Система обязательной маркировки стартовала еще в 2019 году и была направлена на борьбу с нелегальным оборотом товаров. Оператором «Честного знака» стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), основанный в партнерстве с компаниями USM, «Ростех» и «Элвис-Плюс групп». Однако для мелких предпринимателей процесс маркировки стал не только финансово обременительным, но и технически сложным.
По оценке председателя организации «Содействие малому бизнесу» Янины Тихоновой-Гришиной, минимальные стартовые вложения составляют 45–50 тысяч рублей. Она подчеркнула:
«Это расходы на покупку специального оборудования и программного обеспечения, а также создание электронной цифровой подписи».
Трудозатраты и технические проблемы
Существенные трудозатраты добавляются и на уровне учета: для маркировки всех остатков товара требуется заведение карточек на каждую единицу продукции, что занимает от 15 до 30 минут. Подобная работа может растянуться на несколько месяцев или даже лет.
Ирина Валерианова, предприниматель из Петербурга, сообщила:
«Для маркировки всех запасов мне нужно будет вручную создавать карточки на каждую позицию, и такие условия уже породили волну мошенничества».
Дополнительные затраты на программное обеспечение
На уровне затрат и технических проблем вопросы маркировки не заканчиваются. Чтобы связать систему с «Честным знаком», необходимо дополнительное программное обеспечение стоимостью от 6 до 100 тысяч рублей в год.
Валерианова добавила:
«Это громадная машина выкачивания денег, но при этом за все ошибки по вине „Честного знака“ административную и уголовную ответственность несет предприниматель».
Обращение к властям
Предприниматели высказываются за то, чтобы власти рассмотрели возможность смягчения требований, а также частичной компенсации понесенных затрат. Наталия Астахова подчеркнула:
«Такие условия увеличат себестоимость продукции, что, в конечном счете, отразится на покупателях».
Результаты пока под вопросом
На фоне отсутствия исследований, доказывающих эффективность маркировки в улучшении качества продукции, обсуждение среди представителей малого бизнеса становится все острее. Замглавы Роспотребнадзора Петербурга отметила, что система «Честный знак» помогает выявлять сигналы риска, однако участники встречи не услышали конкретных примеров, подтверждающих позитивное влияние маркировки на снижение контрафакта.
Депутаты пообещали учесть предложения бизнеса и разработать законопроект, направленный на упрощение системы маркировки.