Продажа автомобиля ненадлежащего качества

Покупатель, которому продан автомобиль ненадлежащего качества вправе заявить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования, соответствующие Закону о защите прав потребителя.

В настоящей статье мы разберем указанные требования автовладельца.

Приведенные требования не носят исчерпывающего характера и могут быть заявлены в зависимости от обстоятельств конкретного спора, но покупатель сломавшегося автомобиля должен иметь полное представление обо всех возможных вариантах своей защиты.

Об общих недостатках и существенных недостатках автомобиля

Под общими недостатками автомобилей следует понимать различные дефекты, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования машины более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

Существенным является такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование автомобиля в соответствии с его целевым назначением и (или) делает использование автомобиля по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан.

Недостатки автомобиля, проявившиеся вновь после их устранения, являются существенными и влекут право автовладельца на отказ от договора купли-продажи дефектного авто.

Гарантийные сроки на автомобиль и сроки ремонта 30 и 45 дней

По истечении гарантийного срока, обусловленные им требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Как правило, датой предъявления требований продавцу считается дата передачи автомобиля продавцу или уполномоченной организации для диагностики и ремонта, дата направления продавцу письменной претензии и т.д.

Какие требования может заявлять владелец машины с дефектом?

Право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже автомобиля с дефектом, если недостатки машины не были оговорены продавцом, принадлежит автовладельцу.

Покупатель, которому продан автомобиль ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе заявить требование:

1. о замене недоброкачественного авто автомобилем надлежащего качества (этой же марки и модели), если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока;

2. о замене недоброкачественного авто автомобилем другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока;

3. о соразмерном уменьшении покупной цены приобретенного недоброкачественного автомобиля, если недостатки машины обнаружены в течение гарантийного срока;

4. о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков недоброкачественного автомобиля, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока;

5. о возмещении расходов на устранение недостатков недоброкачественного авто, как самим покупателем, так и третьим лицом, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока;

6. об отказе от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за автомобиль суммы, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока. По требованию продавца и за его счет автовладелец должен возвратить машину с недостатками;

7. о полном возмещении убытков, причиненных покупателю вследствие продажи авто ненадлежащего качества. В том числе, возмещения убытков, связанных с возвратом автомобиля ненадлежащего качества. Убытками покупателя могут быть: разница между ценой покупки и ценой нового авто, проценты по кредиту на приобретение автомобиля, расходы на диагностику (экспертизу) автомобиля, на постановку автомобиля на учет и другие;

8. о взыскании разницы между ценой автомобиля, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного автомобиля на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за автомобиль ненадлежащего качества денежной суммы (на момент вынесения судебного решения);

9. в течение 15-дневного срока со дня передачи авто покупателю: о расторжении договора купли-продажи в случае выявления производственных недостатков в автомобиле (независимо от того, устранимы они или нет);

10. по истечении 2 лет со дня передачи автомобиля покупателю: о расторжении договора купли-продажи, в случае выявления существенного недостатка автомобиля, если к этому моменту истек гарантийный срок его обслуживания. Такое требование может быть заявлено только к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом владелец автомобиля обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным и что он возник до передачи машины покупателю или по причинам, возникшим до этого момента;

11. о взыскании суммы неустойки и штрафа, подлежащих уплате покупателю автомобиля в случае возврата им изготовителю автомобиля ненадлежащего качества. Указанная сумма подлежит исчислению с учетом стоимости дополнительного оборудования, установленного на данный автомобиль изготовителем по заказу потребителя;

12. о возможности одновременного взыскания неустойки, предусмотренной ст. 23 Закона о защите прав потребителей (1% от цены автомобиля за каждый день просрочки) и процентов по ст. 395 ГК РФ (в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды) определяться исходя из сложившихся между сторонами правоотношений с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17;

13. об отказе от исполнения договора купли-продажи и о возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, в случае нарушения продавцом сроков устранения недостатков автомобиля;

14. о возврате автовладельцу денежных средств, затраченных на приобретение и установку на автомобиль дополнительного оборудования, в случае возврата изготовителю автомобиля ненадлежащего качества;

15. о компенсации морального вреда. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных покупателем убытков. В большинстве случаев, устанавливая факт нарушения прав потребителя, суды удовлетворяют требование о компенсации морального вреда;

16. о взыскании судебных расходов на юридическое обслуживание, экспертизу, нотариальное оформление, почтовых и иных.

О судебной практике споров о некачественных автомобилях

Одним из наиболее частых оснований для удовлетворения исковых требований по рассматриваемому виду споров является обнаружение в автомобиле недостатков, не оговоренных при заключении договора купли-продажи.

Еще одним видом недостатков, которые суды рассматривают в качестве основания для расторжения договора купли-продажи автомобиля, являются заводские (производственные) дефекты Зачастую суды встают на сторону истца в ситуациях, когда продавец автомобиля или уполномоченная им организация нарушает сроки гарантийного ремонта.

Для выявления недостатков автомобиля, в т.ч. дефектов авто, возникших на этапе его сборки, т.е. когда дефект является производственным, а не эксплуатационным, необходимо провести судебную автотехническую экспертизу.

Автор: частнопрактикующий юрист Владимир Сундаков

Начать дискуссию