Целостность. Поиск субъекта
Вячеслав Волков
Исходный посыл
Продукт, получаемый в результате проектной деятельности, как некое целое, в условиях своего существования изменяет не только смысл своего начального содержания, но и образует новую среду, как некую целостность.
Поводом для размышления о целостности и, как следствие этих размышлений, поиск субъекта – т.е. такой позиции, из которой целостность воспринимается как характеристика некой законченности, завершенности, полноты, – послужила ситуация участия команды «Жигулевской долины» в проектировании Самарского кампуса мирового уровня.
Обсуждение начальной идеи межвузовского кампуса в Самаре, как ответа на «проблему» дефицита специалистов в сфере цифровых технологий, в форматах проектных сессий претерпело ряд изменений с момента своего замысла. Поскольку не были заданы строго целевые ориентиры, элементы и принципы соорганизации обсуждаемого объекта, то в процессе дискуссий в той или иной форме возникали вопросы:
- Что это?
- Зачем это необходимо?
- Кто заказчик этого проекта?
- Если это межвузовский кампус, то что должно быть общим делом для тех, кто будет там жить, учиться, осуществлять какую-то деятельность?
- Какой социальный, экономический эффект должен и может быть создан в этом месте и для какой среды?
- Кто может и должен быть субъектом этого объекта, как осуществляющий деятельность, понимающий его целостность, функционал, место в структуре экономики региона, перспективы развития?
Без точного описания проблемы проектная работа, как и ответы на обозначенные вопросы, не имеет практического смысла, хотя наработка материала и его целостное оформление может позволить «увидеть» образ потенциального субъекта, его функциональный профиль, необходимый для организации деятельности создаваемого объекта. Даже без точного описания проблемы организация проектной работой позволят найти решение обратной задачи, формирование образа субъекта при построении целостного представления об объекте. Однако задача поиска форматов, в которых может «схватываться» целостность, как отвечающая на вышеобозначенные вопросы, является областью нашего поиска. Что и как нужно учитывать в организации проектной деятельности, чтобы актуальность проектного решения не была искажена на этапах жизненного цикла объекта?
Цель данного текста – поиск инструментальных решений для оценки целостности проектного решения на этапе проектирования.
О целостности
Понятие целостности рассматривается как эффект (эмерджентность), получаемый от суммы элементов целого, обладающего, в свою очередь, уникальными характеристиками не принадлежащим ее частям. Эффект проекта – это то, что обеспечивает качественные изменения деятельности в решении задач проблемной области. Оценка эффекта целостности – это восприятие проектировщика о завершенности этапа проектирования в виде образа, практическая реализации которого создает у потребителя этого решения уникальный, ожидаемый эффект. Но задача состоит в поиске форм проектного решения. Это восприятие эффекта можно транслировать по всей цепочке жизненного цикла до субъекта, который будет эксплуатировать создаваемый объект. Если создаваемый объект рассматривать системно, то задача сохранения эффекта уникальности невозможна без понимания воздействий на элементы, связи и процессы на разных этапах жизненного цикла. Таким образом, эффект целостности на этапе проектирования предполагает проработку задач, которые возникнут на этапах жизненного цикла. Т.е. финальный формат проекта с учетом эффекта целостности должен включать описание возможных воздействий на проектную идею в процессах практической реализации и последующей деятельности. Такие описания позволяют формулировать задачи, от решения которых возможно достижение ожидаемого эффекта и планирование изменений среды от воздействий проектных решений.
Очевидно, что границы восприятия «целостности», как и ответственность за сохранение проектного решения, будут разные на этапах жизненного цикла. И если не фиксировать трансформацию представлений о целостности на границах перехода с одного этапа к другому, от одной деятельности к другой, и, прежде всего, перехода из пространства думания в пространство делания, то мы попадем в ситуацию по Гегелю «дурной бесконечности»[1]. И поэтому представление о целостности необходимо субъекту для преодоления «проклятий размерностей/мерностей», избыточности смыслов возникающих в процессе обсуждений и переходу к практической реализации продуманного.
Можно зафиксировать, что объект, как целое, должен обеспечивать ожидаемый эффект, и задача проектировщика состоит в том, чтобы предлагаемое им решение гарантировало получение этого эффекта целостности. Эффект целостности проектируемого целого не будет полным, если не учитывать последствий влияния от своей деятельности на среду жизнедеятельности человека.
Без оценки этого конечного эффекта – изменения качества жизни людей – проект может стать либо «памятником», либо источником угрозы жизни. К примеру, мы не можем оценить сегодня, какой эффект целостности был заложен в «проект» создания египетских пирамид, но ощущаем, какую угрозу для мира несет «атомный проект». Хотя атомный проект и решал задачу военного сдерживая, на момент его разворачивания сводилась к минимуму задача оценки эффектов его последствий для жизни людей.
Эти примеры указывают на проблему границ ответственности за последствия тех или иных «проектов». Можно ли на этапе проектирования оценить возможность достижения планируемого эффекта и учесть возможные последствия? Возможно, если, размышляя о целостности, учитывать жизней цикл объекта, понимать его пространственно - временные характеристики и их влияние на окружающую среду и, прежде всего, на качество жизни людей. Понимать, как и за счет чего должен воспроизводиться исходный замысел создаваемого объекта, каковы его возможности устойчивого функционирования, возможности развития и утилизации после выполнения исходной задачи. А в конечном виде, с учетом обозначенных условий, формирование целостного образа проекта возможно в логике программного похода, позволяющего корректировать исходный замысел и осуществлять его проектное сопровождения на всех этапах жизненного цикла.
О форматах и организации проектной работы, учитывающих целостные представления
Для создания целостной «картины» объекта и его влияния на окружающую среду существует много инструментов, дающих представление о границах, потенциальных участниках и деятельности, необходимой для создания и реализации проектного замысла. Размышляя о целостности как о некой «картине», прежде всего, необходимо зафиксировать три очевидных для нее вопроса: Что это? Как это функционирует? Зачем это необходимо?
Одним из инструментов, который позволяет зафиксировать элементы целостности и их взаимообусловленность, является подход построения «больших карт».[2]
В качестве такого же инструмента может служить такой формат как «концептирование» (концепция (определение) как система понимания, комплекс взглядов, система путей решения, если в ее содержание будут включены необходимые элементы оценки эффекта целостности).
Упомянутые выше инструменты (форматы) или иные, разрабатываемые командой проектировщиков, приобретают практический смысл, если они формулируются из позиции субъекта, в качестве которого могут выступать индивид, сообщество, команда, коллектив и т.д. При этом позиция субъектности на разных этапах жизненного цикла предполагает разную ответственность за «продуктовую» целостную, оформленность того или иного этапа. Таким образом, оформленный объект в виде «продукта» этапа жизненного цикла должен являться «исходным материалом» для последующего этапа. Образно, каждый последующий этап жизненного цикла является «заказчиком» на конченый результат (продукт) предыдущего.
Использование того или иного инструмента построения целостного представления объекта предполагает уже на этапе проектирования организацию содержательной коммуникации по проектной идее со всеми представителями этапов жизненного цикла, включая и позицию субъекта, ответственного за эксплуатацию проектируемого объекта. Обсуждая проектную идею и ориентируясь на вопросы: что, как и зачем, каждая позиция, представленная этапами жизненного цикла (потенциальные участники проекта) должна сформировать восприятие целостности и понимания своей функциональной ответственности, объем своего вклада в «общее дело» (см. рис.1).
Представление о целостности формируется во взаимодействии представителей команды проектной разработки с представителями пространств субъектов жениного цикла:
- пространства наработки проектных идей,
- пространства коммуникации
- пространства представителей субъектов этапов жизненного цикла.
Пространство реализации на схеме 1 означает, что реализация проекта не заканчивается «сдачей в эксплуатацию». В процессе реализации возникают неучтенные воздействия и реакции среды, что предполагает сопровождение процесса создания и последующей эксплуатации, т.е. постоянное сопровождение создаваемого и функционирующего объекта командой проектировщиков.
Реализация целостных представлений на примере работ с проектом «Кампус мирового уровня»
Обсуждая вопросы содержательного наполнения деятельности Кампуса, как фактора обеспечивающего развитие экономики, тема «IT» сместилась в сферу Инженерия, а в продолжении дискуссий основной идеей кампуса была обозначена тема технологического предпринимательства. Тематический дрейф связан, прежде всего, с активностью группы, претендующей на позицию субъекта этого проекта, а в основании этой претензии лежит собственный практической опыт организации инновационной экосистемы в Технопарке Самарской области «Жигулевская долина». Технологическое предпринимательство рассматривается группой как своеобразный интегратор (целостность) цифровой, инженерной, проектной и других сфер деятельности, которые должны создавать среду для новых технологических идей, обеспечивающих развитие территории [3].
Обозначенная группой претензия на субъектность основывалась как на собственном опыте, так и на том, что она, группа, готова взять на себя ответственность за организацию содержательного наполнения проекта по обозначенной теме, осуществляя практическую проработку обсуждаемых вопросов на площадке Технопарка «Жигулевская долина», полагая, что и в процессе реализации проекта и его сопровождения будет работать команда с привлечением экспертов с целью корректирования и учета вникающих воздействий.
На сегодня, предложенная инициативной группой концептуальная идея проекта кампуса, как места, в котором реализуется среда технологического предпринимательства, позволяет высказать гипотезу о ключевом продукте, который должна производить это среда. Но для достижения целостных представлений и планируемого эффекта необходим программный подход, в котором проработка возникающих ситуации в процессе жизненного цикла и поиск их решений задаются соответствующей структурой организации деятельности.
В поиске целостного образа результата программных решений проектная группа, основываясь на предпринимательском подходе создания технологий, предполагает разработку деятельностной среды кампуса, продуктами которой должны быть, в первую очередь, концепты технологических цепочек (КТЦ).
Содержание таких концептов технологических цепочек – это формализованный и визуализированный образ-результат технологически обоснованного способа реализации проектной идеи с оценкой внешнего влияния условий как на этапе его практической реализации, так и оценки эффектов от его эксплуатации. Этот «продукт» (КТЦ), позволяет формировать необходимый состав элементов, позиций, способов и принципов их соорганизации, т.е. то, что обеспечивает получение ожидаемого целостного эффекта (см. рис.2).
Какой гарантированный эффект должен создать обсуждаемый проект Кампуса? В чем практический смысл идеи технологического предпринимательства для кампуса? Прежде всего, это среда, в которой решается задача аккумуляции интеллекта для обеспечения технологического превосходства и прорыва. Поскольку в существующей системе экономики субъекты хозяйственной деятельности решают свои отраслевые задачи без учета возможностей других субъектов, нет пространства для интеграции и аккумуляция потенциала для решения масштабных задач развития региона в целом. Для решения задач превосходства и прорыва в стратегических направлениях требуется сосредоточение сил, обеспечивающих не только разработку образов желаемого будущего, но и технологическую проработку процессов с возможностью их практической реализации, а также создание среды, обеспечивающей рост числа технологических предпринимателей, новых технологических проектов, и, как следствие, улучшение качества жизни людей. Исходя из этого, проектируя кампус необходимо обсуждать образ среды, которую должен создать своей деятельностью кампус и оценку влияния этого проекта на качество жизни людей.
В процессах обсуждений стало очевидно, что для создание среды кампуса как среды, в которой реализуется деятельность технологического предпринимательства, требуется решения трех важных вопросов: 1) возможность трансфера научных достижений в бизнес, 2) наличие механизмов венчурного финансирования, 3) развитый рынок технологий (целостное видение результата как цепочки жизненного цикла идеи: от замысла до результата).
Последнее условие – отсутствие развитого рынка технологий – указывает на проблемную область, для решения которой и должна быть направлена идея создания кампуса.
Из вышеизложенного можно заключить, что работа по формированию целостности – есть необходимое условие для любой проектной деятельности, ориентированной на достижение желаемого практического эффекта, а целостность необходимо рассматривать как подход по созданию пространства новых смыслов и значений, обеспечивающих возможность создания инновационного продукта.
[1] Гегель. Наука логики. Том I. Объективная логика [пер. с нем. Б. Г. Столпнера]. — Primedia E-launch LLC, 2017 — С.119.
[2] Е.Тищенко. Элементы моделирования в социально-экономических моделях. Доклад на Программе «Про:Социум», РАНХиГС, 2023г.
[3] П.Щедровицкий, В.Алейник и Ко. О технологическом предпринимательстве (из Телеграмм-канала Петра Щедровицкого)