Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

Александр Сергиенко, Анна Князева

Александр Сергиенко
Директор технопарка «Жигулевская долина», к.э.н., МВА СIO
Анна Князева
Советник директора технопарка «Жигулевская долина», модератор проектной работы образовательных программ Московской школы управления «Сколково»

О чем эта статья?

1. О новой стратегии научно-технологического развития, национальных целях и роли технологического предпринимательства как ключевой модели решения задач НТР.

2. Технопарк – как интегратор технологического предпринимательства. Трансформация модели технопарков: от модели поддержки к модели технологического предпринимательства.

3. Новая роль региональных кампусов в контексте реализации стратегии НТР. Подготовка «технологического спецназа». Взаимосвязь кампуса и технопарка.

1. О новой стратегии научно-технологического развития (НТР), национальных целях и роли технологического предпринимательства как ключевой модели решения задач НТР

В феврале 2024 года опубликована стратегия научно-технологического развития Российской Федерации[1], а в мае этого года вышел указ Президента РФ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года[2].

Эти документы являются наиважнейшими для развития государства, его возможностей, обеспечения лидирующего места страны на политической карте мира, и, в конечном итоге, для улучшения качества жизни человека. Скорее, это даже не документы, а программа работ на ближайшие 10-15 лет по расширению и масштабированию возможностей нашей страны на новой карте мирового технологического лидерства.

В стратегии и национальных целях обозначены важнейшие направления для страны, определяющие усилия всех институтов и позиций, задействованных в технологическом развитии.

Нам представляется, что одним из важнейших вопросов является задача соорганизации этих позиций, развитие коммуникационных и кооперационных механизмов и то, как эти направления реализуются на местах, в регионах.

Три орбиты научно-технологического развития

Реализация стратегии научно-технологического развития фактически осуществляется в трех орбитах: федеральной, международной и региональной. Это своеобразные горизонтали, этажи, в которых непременно должна вестись параллельная работа. Опубликованная стратегия научно-технологического развития – это хорошо проработанный и обеспеченный федеральный этаж.

Региональный этаж в некотором формате сегодня формализован для крупных субъектов страны: Москвы, Санкт-Петербурга. Для остальных регионов эта горизонталь остается пока не столь описанной.

Что касается международной орбиты СНТР, то, вполне понятно, что в силу геополитической ситуации, этот этаж полностью снесен временем, и его необходимо активно восстанавливать. Прообразом для обеспечения этой горизонтали может быть обозначен кейс союза «БРИКС+» в виде связующей организации, задача которой накапливать и транслировать лучшие практики научно-технологического развития. Важным моментом здесь является то, что, помимо обеспечения международной обиты СНТР, подобная ассоциация может повышать уровень связанности всех трех этажей: федерального, международного и регионального. Связка через лучшие практики – эффективный способ достижения эффекта стратегии на всех ее орбитах.

Другой важной связкой является целеполагание. Национальные задачи СНТР, безусловно, должны пронизывать все регионы. При этом они обязательно должны включать хотя бы одну задачу НТР регионального уровня. Понятно, что не все регионы могут выделить такую региональную задачу в контексте СНТР, но, очевидно, что сильные в части опыта научно-технологического развития регионы это сделать могут (к примеру, Самарская область может выступить одним из таких пилотных регионов, учитывая ее опыт экосистемы предпринимательства и деятельности Технопарка). Вполне очевидно, что эти региональные инициативы будут носить очаговый характер, равно как и развивается любой рынок (региональная компонента больше рыночная, территориальная).

Вышесказанное позволяет подчеркнуть, что вся конструкция обозначенных трех орбит национально-технологического развития, имеющих разные горизонты, масштабы и компетенции, и представленных горизонтально, должна иметь определенную связанность, и задачу такой связи должен выполнять определённый интегратор / оператор.

Технологическое предпринимательство как ключевая модель решения задач НТР

Развитие технологического предпринимательства представляется ключевой деятельностью, вокруг которой возможно развернуть задачи технологического развития на стыке с инновационной, исследовательской, инженерной и образовательной деятельностью, интегрируя ресурсы и создаваемую экосистему инноваций.

Технологическое предпринимательство рассматривается как своеобразный «интегратор (целостность) цифровой, инженерной, проектной и других сфер деятельности, которые должны создавать среду для новых технологических идей, обеспечивающих развитие территории»[3].

Деятельность технологического предпринимательства заключается в создании и развитии инновационных технологий, их коммерциализации и внедрении на рынок через предпринимательскую деятельность. Это включает в себя разработку новых продуктов, услуг и процессов на основе современных технологий, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и другие. Технологические предприниматели и компании часто стремятся изменить существующие отрасли, улучшить процессы, повысить эффективность и дифференцироваться на рынке с помощью инноваций. Они могут участвовать в различных этапах развития технологий, от исследования и разработки до маркетинга и коммерциализации. Технологическое предпринимательство играет наиважнейшую роль для реализации задач технологического лидерства страны, развитии экономики, стимулируя инновации, создавая новые рынки и рабочие места, а также способствуя развитию новых технологических возможностей.

Чем актуализируется деятельность технологического предпринимателя?

Первое – это существующий разрыв между исследовательской деятельностью и реальной ситуацией на этапе производства: проблема отсутствия “переводчика” / технолога, способного осуществить связку между “инноватором” на этапе исследовательской деятельности и производством, способным имплементировать разработку и создать технологию запуска.

Еще одна причина, актуализирующая позицию технологического предпринимателя, заключается в том, что индустриалы зачастую вынуждены симулировать позиции предпринимателя / исследователя / инвестора / технолога, что, с одной стороны является попыткой вырываться вперед (переход от роста к развитию), с другой стороны, их неизбежно тормозит действующий технологический процесс и взятые во времени и эффектах обязательства. В этом плане есть четкий запрос на овнешнение позиции технологического предпринимателя, который выступал бы соорганизатором позиций инноватора (исследователя) - производственника - технолога – инвестора: от организации коммуникации до формировании технического задания по переходу из одной стадии в другую.

Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

Вместе с тем, реализация масштабных задач НТР требует создания особой позиции оператора (интегратора), способного на месте (в регионе) организовывать взаимодействие различных субъектов научно-технологического развития, удерживая национальные цели, замыслы и задачи НТР. То есть стоит задача – обеспечить субъектность и целостность НТР.

Основные цели позиции оператора (интегратора):

- координация основных групп участников НТР для формирования новых технологических цепочек,

- формирование региональной компоненты НТР,

- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти для встраивания региональной технологической компоненты НТР в федеральную,

- развитие нового инструментария для формирования региональной компоненты НТР и исполнения задач по развитию сегмента федеральной компоненты НТР,

- соорганизация деятельности различных акторов технологического развития в регионе (как с точки зрения смыслов, так и с точки зрения развития инфраструктуры).

Основные функции позиции оператора (интегратора):

- поддержка развития стратапов,

- образовательная функция (погрузить проектные команды в интенсивное образовательное пространство, где они смогут привлекать не только самые передовые экспертные знания в области проектирования и смежных областях, но и особым образом закреплять результаты своей работы, переводя их в свой новый опыт),

- создание новых технологических цепочек с фокусированием на свою регионально-федеральную технологическую специализацию.

Вместе с тем, остается важным вопрос, кто именно может занять позицию и выполнять задачи такого оператора / интегратора технологического развития в регионе…

2. Технопарки как интеграторы технологического предпринимательства. Трансформация модели технопарков: от модели поддержки к модели технологического предпринимательства

В тройку важнейших направлений государственной политики в области НТР входит «взаимодействие и кооперация», в рамках которого ожидается «формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие наукоемкого бизнеса».

Это указывает на особую роль технопарков. Кроме того, что технопарки должны быть сфокусированы на фронтирные темы развития страны и своих территорий, их ключевой задачей должно быть выстраивание кооперационных цепочек с грандами индустрий, ведущих эти фронтирные направления.

Такая стратегия фокусирования технопарков фактически обеспечивает специализацию регионов и позволяет использовать все имеющиеся ресурсы для развития, отсекая при этом все остальные направления, фокусируясь на фронтирах и обеспечивая при этом:

- через технопарк – приток («магнетизм») для стартапов,

- через научно-образовательные кампусы – студентов и сильные исследовательские коллективы,

- через коллаборацию «кампус - технопред (технопарк) – индустриалы - венчурные инвестиции» - формирование компонентов НИОКР.

Реализация такой важной задачи НТР как «взаимодействие и кооперация» указывает на необходимость создания позиции интегратора и организатора взаимодействия между университетами, научно-исследовательскими центрами, инновационными предприятиями и стартапами, помогающая им запустить и развивать свои технологические проекты. Эта позиция – ядро модели технологического предпринимательства. Именно в этой модели и должны работать технопарки.

Вместе с тем, необходимо отметить, что на местах в регионах есть своя специфика, связанная с местным укладом и менталитетом, социально-экономическими особенностями. Неучет этой специфики не позволяет учитывать потенциал регионов. И здесь важна региональная миссия технопарков, так как именно они работают с местным материалом, выстраивая кооперационные цепочки с региональными представителями бизнеса, технологических компаний, научно-исследовательских организаций, образовательных структур, РОИВ. Эти особенности они знают наиболее тонко. В этом плане любое централизованное решение не имеет эффектов без проработки его механизмов реализации на региональном уровне. Так и должны работать технопарки. Особенно учитывая, что технопарк - это место, где реализуется зрелая модель инноваций и технологического предпринимательства, которой пока нет в других институциях региона.

Но необходимо также отметить и то, что в свое время технопарки были переданы в регионы, и сейчас видно, что не все регионы справляются с самостоятельным решением стратегических задач, а региональные технопарки больше поддерживают инфраструктуру, не реализуя свои исходные задачи. Пришло время обратного сбора и уточнения модели технопарков, фактически возвращая сильные технопарки на федеральный уровень и ориентируя их на решения важнейших задач развития территорий с учетом их фокусировки. Это особенно важно в условиях реализации задач СВО, растущего санкционного давления и реализации обозначенной стратегии НТР.

Трансформация модели технопарков: от модели поддержки к модели технологического предпринимательства

Необходимо отметить, что и сама модель технопарков сегодня уже может быть уточнена.

Если исходная модель технопарков – это фактически агенты региональной системы поддержки инноваций с KPI в виде стартапов и патентов, то сегодня технопарки – это уже больше, мы фактически работаем в модели 2.0 – модели экосистемы поддержки и инноваций, где мы уже активно работаем с индустриальными партнерами, RnD центрами, федеральными институтами поддержки и здесь ключевые ориентиры – это инновационные внедрения, целевые стартапы (решения) для партнеров, рост уровня зрелости инновационных решений.

Но технопарки сегодня (в рамках реализации СНТР) готовы к большему. Мы фактически переходим в модель работы 3.0. – в «экосистему технологического предпринимательства», где технопарк – это фактически интегратор технологического предпринимательства, а его ключевые результаты – это новые технологические рынки, Новые технологические программы/проекты и новые технологические цепочки. И в такой модели мы в Самарской области сегодня работаем и вокруг проекта мирового кампуса, и вокруг проекта научно-производственного центра «Беспилотных авиационных систем».

Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

Новая задача технопарков выступать в позиции интегратора и организатора взаимодействия между университетами, научно-исследовательскими центрами, инновационными предприятиями и стартапами, помогающего им запустить и развивать свои технологические проекты. Эта позиция – ядро модели технологического предпринимательства.

Технопарк интересен участникам технологического предпринимательства региона как точка доступа к уникальным компетенциям и ресурсам, а именно, это:

- распределённый доступ к ресурсам и инжиниринговым компетенциям технопарка,

- доступ к современной инфраструктуре, техническому оборудованию технопарка,

- доступ к инфраструктуре поддержки инноваций,

- интегрированная площадка для отбора и инвестирования стартапов,

- организованная коммуникация с исследовательскими институциями под задачи индустрий,

- организованная коммуникация с учреждениями ВПО и СПО в части решения вопросов инициирования и проектирования образовательных программ на принципах сетевой организации и дуального образования под задачи индустрий,

- доступ к существующим мощностям data-центра, расположенных на территории технопарка,

- и др.

Помимо этого, важной является не только миссия связки с федеральными институтами поддержки, но и региональная миссия технопарка, так как именно он работает с местным материалом, выстраивая кооперационные цепочки с региональными представителями бизнеса, технологическими компаниями, научно-исследовательскими организациями, образовательными структурами, РОИВ. Особенно учитывая, что технопарк - это место, где реализуется зрелая модель инноваций и технологического предпринимательства, которой пока нет в других институциях региона.

Все это является составляющими элементами модели технологического предпринимательства, без которых невозможно представить себе эффективную реализацию задач научно-технологического развития регионов страны, равно как и невозможно представить эффективную и масштабную работу кампусов мирового уровня, разворачивающихся в регионах в качестве узлов инновационной инфраструктуры, чтобы, в свою очередь, повысить конкурентоспособность образования, науки и экономики регионов, как это зафиксировано в целевых документах создания кампусов.

В этом плане, кампусы, создаваемы сегодня в регионах, – еще одно звено в цепи научно-технологического развития страны.

3. Новая роль региональных кампусов в контексте реализации стратегии НТР. Подготовка «технологического спецназа». Взаимосвязь кампуса и технопарка.

Глобальная задача, стоящая в основе успеха реализации стратегии НТР, – это подготовка корпуса технологических лидеров (своеобразного «технологического спецназа»), способных обеспечить задачи НТР и вывести страну на новый уровень лидерства. И эта задача – один из ориентиров для кампусов мирового уровня, создаваемых сегодня в регионах.

Основная цель подготовка такого «технологического спецназа»:

- создать условия для усиления кадрового потенциала страны в области технологического лидерства и предпринимательства,

- погрузить активную и способную молодежь в среду освоения компетенций технологического предпринимательства, фактически выращивая из них лидеров технологического развития страны.

Основными функциями при этом являются:

- новая технология акселерации проектов (запустить цикл ускоренных проектных работ в командах под руководством опытного «мастера», в результате чего продуктом «технологического спецназа» станут конкурентоспособные решения для освоения новых рынков),

- образовательная функция (погрузить проектные команды в интенсивное образовательное пространство, где они смогут привлекать не только самые передовые экспертные знания в области проектирования и смежных областях, но и особым образом закреплять результаты своей работы, переводя их в свой новый опыт).

Фактически, это и есть целеполагание и функционализация для кампуса мирового уровня, разворачиваемого в регионе.

Создание сети современных кампусов – самый масштабный федеральный проект по объемам инвестиций в науку и образование в рамках одной реализуемой программы за всю историю страны. Это один из самых крупных бюджетов, направляемых на трансформацию экономики. Стоимость работ по созданию 17 кампусов превышает 500 миллиардов рублей, из которых федеральные средства составляют порядка половины.

При этом еще на сессии по кампусам в Новосибирске в 2023 году заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко обратил внимание участников, что кампусы должны быть развернуты в сторону модели технологического предпринимательства, и их развитие в этой модели рассматривается федеральным правительство как следующий шаг после волны развития технопарков.

Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

В этом плане эффективное разворачивание НТР сегодня невозможно обсуждать, не беря в контекст трансформации деятельность и инфраструктуру кампусов, особенно учитывая, что создаваемые кампусы – это история про технологии.

Какова исходная ситуация на начало федерального проекта «Создание сети современных кампусов»?

1) Технологическое предпринимательство фактически не имеет субьектности в регионе:

- очаговое развитие технологического предпринимательства, как правило, происходит в регионах вокруг компаний – технологических гигантов, либо в периметрах институтов развития (особые экономические зоны, технопарки, промышленные парки и пр.),

- как правило, географическая локация технологического предпринимательства – города – миллионники или региональные столицы.

2) Университеты в основном имеют федеральное подчинение и, как правило, не являются легитимной частью региональной технологической повестки:

- университетские экосистемы в основном замкнуты и нацелены, как правило, на небольшое число индустриальных партнеров,

- университеты чаще воспринимают друг друга как конкурентов (нет партнерств внутри регионов).

3) Средне-специальные учебные заведения являются региональной компонентой, но, как правило, слабо ориентированных на технологических лидеров.

4) Региональная технологическая повестка чаще не достаточно сформирована или уровень ее зрелости – начальный:

- региональные власти чаще не являются хедлайнерами формирования новой технологической повестки региона,

- регионы разнятся, стартовые условия для развития кампусов существенно различаются.

5) Техногиганты в регионах чаще не работают с инновациями. Как правило, техногиганты – крупные вертикально интегрированные компании либо монополии, чаще имеющие в регионах линейные подразделения.

Какой представляется фокусировка проекта регионального кампуса в контексте новой стратегии НТР («смысловая» модель кампуса)?

Во-первых, мы считаем, что проект кампуса в регионе должен иметь две модели: модель инфраструктурную (включающую здания, сооружения, инфраструктуру) и модель смысловую (описывающую цели, задачи, позиции, процессы, деятельность кампуса). Безусловно, смысловая модель кампуса является предопределяющей и задает вектор остальных работ по кампусу, включая всех участников его деятельности.

Далее, если веси речь о смысловой модели, нам представляется, что основная цель регионального кампуса – резкая активизация НТР в регионе за счет усиления драйвера технологического предпринимательства и размещения его в периметре кампуса. В этом плане основные задачи в рамках смысловой модели кампуса:

- реализацию проекта кампусов производить в парадигме минимум двух моделей – модели смыслов (режим «brownfield»: новая концепция включает накопленные регионом смысловые модели развития предыдущих этапов развития) и инфраструктурной модели (режим «greenfield»: проектирование и возведение новой инфраструктуры),

- достичь целостности модели кампуса за счет введения в нее нового актора – оператора «технопреда» для формирования оптимальной и эффективной среды развития НТР в регионе (п.28 Стратегии НТР РФ[4]),

- достичь субъектности технологического предпринимательства в каждом регионе, где планируется строительство кампуса (опять-таки за счет внедрения позиции оператора технологического предпринимательства),

- использовать в стратегии развития кампуса «лучшие практики» региона, федерации, мира,

- отталкиваясь от смысловой модели, сформировать требования к инфраструктурной модели кампуса.

Кто при этом является субъектами / участниками смысловой модели кампуса? Это университеты, средне-специальные учебные заведения, компании-технологические партнеры, инновационные компании – технологические предприниматели, институты развития региона и Федерации, региональная власть, оператор технологического предпринимательства, в качестве которого, например, может выступить технопарк, о чем мы писали ранее.

Какой представляется фокусировка инфраструктурной модели проекта регионального кампуса в контексте новой стратегии НТР?

Существующие мировые и российские кейсы отдельных университетов / кампусов / институтов развития как активных участников научно-технологического развития территории наглядно доказывают, что эффективность кампуса возрастает в ряде условий:

a) когда он вписан в контекст НТР региона,

b) когда доминирует смысловая модель, задающая рамки для инфраструктуры и других процессов,

c) когда деятельность кампуса разворачивается в режиме технологического предпринимательства в тесном партнерстве с ведущими индустриалами и инновационными институтами, где есть соответствующая позиция оператора,

d) когда кампус специализирован и ориентирован на задачи развития территории,

e) когда система управления выстроена в соответствующих контурах смысловой и инфраструктурной модели.

Результаты этих кейсов сегодня хорошо видны. Кейсы Китая (логика «100 университетов – 100 кампусов», проект 211 (211工程), Бельгии (распределенный кампус университета Лёвена (KU Leuven), Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» можно посмотреть ниже под библиографией статьи [i].

Лучшие региональные практики по проектам кампусов (на примере кампуса в г. Самара)

Инициативная группа при технопарке «Жигулевская долина», включающая в свой состав экспертов в различных сферах деятельности (в том числе и авторов данной статьи), является активным участником работ по созданию в регионе кампуса мирового уровня. С самого начала в пакет предложений инициативной группы входила инициатива развернуть в регионе двухъядерную модель «технопреда», где технопарк (учитывая его зрелую модель инноваций) может являться одним из ключевых участников, занимая позицию интегратора и организатора взаимодействия между университетами, научно-исследовательскими центрами, инновационными предприятиями и стартапами, помогая им запустить и развивать свои технологические проекты.

На сегодня в регионе стоит важная задача – формирование смысловой модели кампуса и его спецификация.

Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

И кампус, и технопарк кампуса должны быть сфокусированы вокруг фронтирных для региона тем, выстраивая кооперационные цепочки с грандами индустрий (партнерами и заказчиками кампуса), ведущие эти фронтирные направления.

В ситуации Самарской области, как вариант, это могли бы быть несколько направлений:

- беспилотные авиационные системы (БАС), учитывая созданный в регионе научно-производственный центр по БАС,

- искусственный интеллект и квантовые системы передач, учитывая специфику технопарка в сфере высоких технологий и накопленные региональные компетенции в области информационных технологий и телекоммуникаций,

- новая инженерия и высокая химия, учитывая индустриальную и предпринимательскую специфику региона.

Эта стратегия фокусирования способна обеспечить специализацию региона и использовать весь имеющийся пул ресурсов для развития, обеспечивая при этом приток стартапов (через технопарк кампуса), приток студентов и исследований (через университеты, представленные на кампусе), формирование сильной компоненты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (через тесное партнерство с индустриалами и инвесторами).

Результатами и эффектами деятельности интегратора «технопреда» кампуса, позицию которого может занимать технопарк, при этом являются новые технологические цепочки и программы, новые технологические проекты и партнерства, а также связанность инновационных и технологических институтов, ресурсов и задач.

На первом этапе в деятельность кампуса («самарское ядро») было предложено имплементировать действующие механизмы и элементы экосистемы технопарка («тольяттинское ядро»), партнерами которого уже давно являются вузы-участники программы и широкий пул индустриальных партнеров, а на втором этапе уже вести речь о физическом размещении технопарка на кампусе.

Технопарк кампуса необходим в позиции интегратора и организатора взаимодействия между университетами, научно-исследовательскими центрами, инновационными предприятиями, стартапами, институтами поддержки и органами власти. Эта ядро технологического предпринимательства в регионе.

Помимо прочего концепция имплементации технопарка в деятельность кампуса предлагает и смену фокуса в показателях оценки эффективности деятельности кампуса. Сегодняшние показатели в работе кампуса – это в основном показатели организации и ведения образовательной и исследовательской деятельности университетов – кампуса. Эти показатели важные, но они не позволяет в должной степени оценить реальный вклад кампуса в экономику региона и прирост профессиональных деятельностей и индустрий, вокруг которых вытроена деятельность кампуса. В частности, должны обсуждаться такие объекты оценки деятельности, как: количество стартапов, количество создаваемых компаний, капитализация, V инвестиций и др. Эти показатели важны в т.ч. и для оценки потенциала кампуса как самостоятельной единицы инновационной деятельности, способной к окупаемости и доходности. Все эти показатели – элементы модели технологического предпринимательства.

Еще одним важным элементом регионального контекста реализации кампуса является задача трансформации мер поддержки институтов развития для реализации стратегии НТР РФ, предполагающая реализацию нового алгоритма – непрерывную поддержку на всех стадиях проекта кампуса.

Это позволит не только обеспечить связанность и скоординированность всех участников деятельности, но и достичь таких эффектов, как:

- наработка новых механизмов поддержки («лучшие практики» для тиражирования),

- выработка ключевых показателей эффективности для контроля результативности мер поддержки (последующая трансформация механизмов внутри федеральных институтов поддержки),

- формирование единой модели непрерывной поддержки проектов (различные институты поддержки на разных этапах развития проекта).

Обобщая, необходимо отметить следующее:

- технологический суверенитет и технологическое лидерство являются не только государственным приоритетом, обозначенным в стратегии НТР РФ и включенные в топ национальных целей страны, но и точкой сборки усилий, проектов, программ и ресурсов, разворачиваемых в регионах страны,

- технологическое предпринимательство может стать той моделью организации деятельности, которая позволит объединить усилия, сосредоточить их на ключевых фронтирах страны и обеспечить форсированное развитие технологий,

- для реализации задач технологического предпринимательства необходима позиция оператора, в качестве которого могут выступить технопарки, нарастившие зрелые модели инноваций,

- в сегодняшних условиях успешные технопарки готовы к трансформации своих моделей организации деятельности, в частности, готовы сделать переход от модели поддержки инноваций к модели создания инновационной экосистемы и технологического предпринимательства,

- реализация обозначенных задач требует объединения существующих в регионе проектов, программ и институтов, одним из которых являются кампусы мирового уровня, разворачиваемые в регионах, основная задача которых – подготовка корпуса технологических лидеров, способных вывеси страну на новый уровень развития,

- существующая модель создания кампусов требует пересмотра в связи с принятой стратегией научно-технологического развития РФ и опубликованными национальными целями страны,

- расширение программы по созданию кампусов, а также разнообразие регионов, в которых они будут проектироваться, требует унификации моделей и ограничение их количества; оператором такой работы может выступить Фонд «Сколково», а технопарк Самарской области («Жигулевская долина»[5], учитывая его опыт и место в рейтингах технопарков страны[6]) может выступить одной из экспериментальных площадок,

- на базе кампуса Самарской области может быть реализована «песочница» по мерам поддержки, которые оказывают федеральные институты развития; таким образом, меры поддержки будут адаптированы к новой стратегии научно-технологического развития РФ,

- для управления кампусом необходим двойной контур: АНО по эксплуатации (объектом которой является инфраструктурная модель кампуса) и АНО по деятельности (объектом которой является смысловая модель кампуса) с главенством второго АНО.

Материалы настоящей статьи, включающие предложенную модель технологического предпринимательства, новую модель работы технопарков и предложения по развитию проекта кампуса в Самарской области, были представлены её авторами на состоявшейся 3 апреля 2024г. 5-ой юбилейной конференции «Сколково.Регионы: объединяя смыслы»[7] и приняты в качестве отправной точки для уточнения моделей кампусов в регионах, где есть технопарки.

Сноски:

[1] Указ Президента РФ о стратегии научно-технологического развития РФ. Доступ с экрана http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/HHNAzTI1guvX9Y00yaFA4KkMWPyYcWS8.pdf

[2] Указ Президента РФ о национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Доступ с экрана https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/

[3] Вячеслав Волков. «Целостность. Поиск субъекта». Доступ с экрана.

[4] Указ Президента РФ о стратегии научно-технологического развития РФ. Доступ с экрана http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/HHNAzTI1guvX9Y00yaFA4KkMWPyYcWS8.pdf

[5] Технопарк «Жигулевская долина» https://cik63.ru/

[6] Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России (АКИТ РФ). «На inrussia-2023 озвучены итоги IX национального рейтинга технопарков России». Доступ с экрана. https://akitrf.ru/news/na-inrussia-2023-ozvucheny-itogi-ix-natsionalnogo-reytinga-tekhnoparkov-rossii/?ysclid=lwi5c8bwz0534549283

[7] Конференция "SKOLKOVO REGIONS: объединяя смыслы. Инновационная инфраструктура и университеты". https://skolkovoregions2024.events.sk.ru/?ysclid=lwi53surdh348290963

[i] Международные практики по проектам кампусов в контекстах материалов статьи

1. Кейс Китая. Логика «100 университетов – 100 кампусов». Проект 211 (211工程)

(Проект 211 (211工程) , Министерство образования Китайской народной республики http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/s7065/200512/t20051223_82762.html)

Основные позиции:

- Создание когорты из 100 университетов, которые должны готовить элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития.

- Реализация в регионе комбинированной технологической повестки – федеральной (целеполагание на уровне Китая) и региональной (в чем заинтересован Регион).

- Реализация на кампусе модели технологического предпринимательства регионального фокусирования (использование драйвера предпринимательства для развития обеих веток технологической повестки).

2. Кейс распределенного кампуса университета Лёвена (KU Leuven), Бельгия

(Лёвенский католический университет (нидерл. KU Leuven) https://www.kuleuven.be/english/kuleuven/)

Основные позиции:

- Один из самых инновационных вузов мира видит свое преимущество в инновационной сфере, создавая новые направления за счет мощных исследовательских центров по фокусным для университета темам и системы выращивания инновационных компаний вокруг университета (порядка 150 компаний).

- Кампус университета – это фактически крупная многопрофильная высокотехнологичная корпорация, работающая на развитие своего региона.

- Инфраструктура университета интегрирована с инновационной экосистемой: разработчики и стартапы, в т.ч. студенческие, а также компании из экосистемы стартапов, вышедшие из университета, имеют доступ к лабораторному и производственному оборудованию.

- Особая НКО «Technovation Hub» – фактически оператор «технопреда» кампуса – организует взаимодействие с бизнес-партнерами и предоставляет доступ к инфраструктуре, оборудованию, офисным помещениям.

3. Кейс Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»[1]

(Индустриальный парк «Великий камень». Структура управления. https://industrialpark.by/o-parke/struktura-upravleniya/)

Основные позиции:

- В индустриальном парке действует трехуровневая модель управления.

Технопарки и кампусы как ключевые акторы новой стратегии НТР РФ: от модели поддержки к модели "технопреда"

- Межправительственный координационный совет – высший орган управления Парком. Основные функции Совета: постановка стратегических целей, координационная поддержка работы Парка, решение вопросов, требующих участия правительств двух стран.

- Администрация парка напрямую подчиняется Правительству Республики Беларусь и, являясь государственным учреждением, осуществляет административное управление парком. Сфера ответственности администрации – обеспечение всестороннего комплексного обслуживания резидентов по принципу «одной станции», привлечение и регистрация новых резидентов и инвесторов, а также управление развитием парка.

- Компания по развития индустриального парка обеспечивает развитие индустриального парка путем создания инженерно-транспортной инфраструктуры и строительства объектов коммерческой недвижимости, привлечение резидентов, оказание коммунальных услуг (электро-, тепло-, водо- снабжение, водоотведение). Как оператор земельных ресурсов совместная компания сдает земельные участки на территории парка в аренду либо отчуждает их в частную собственность резидентам парка и инвесторам. Такая концепция позволяет обеспечить инвестора подготовленной для реализации инвестиционного проекта территорией, сокращая таким образом его финансовые и временные затраты на подготовку участка и подведение всей необходимой инфраструктуры.

6
Начать дискуссию