Позиционирование региона в целостном подходе ("Без вины виноватые?...")

В.Е.Волков, А.В.Сергиенко

Вячеслав Волков
Методолог, к.т.н., доцент, советник директора технопарка "Жигулевская долина"
Александр Сергиенко
Директор технопарка «Жигулевская долина», вице-президент Клуба директоров Сам.обл., к.э.н., МВА СIO

Новейшая история Самарского региона, некогда опорного региона СССР, резервной столицы в ВОВ, где размещались не только заводы, но и иностранные посольства, переехавшие в безопасную локацию, получивший в поздний СССР грандиозный мега стартап-проект с названием Тольятти, не стала продолжением этой исторической линии. Хотя бренды того времени ("Самара - авиационная столица", "Тольятти - столица автостроения"), до сих пор живы в памяти населения.

Некоторые политологи, говоря о прохладном отношении Федерального центра к Самаре, наиболее вероятной причиной называют события 90-х годов, когда после отставки Бориса Ельцина в два тура прошли выборы следующего Президента России. Активное участие в них первого губернатора Самарского региона, возможно, стало причиной ослабления позиций региона в новой России. Но это лишь предположения… Так или иначе, но столица Волги Самара практически не получила последующих статусов, бенефициарами которых стали Нижний Новгород (столица ПФО) и Казань.

Что сегодня определяет место Самарского региона в российской иерархии? Какое место в иерархии должно к нему вернуться по праву наследия его богатой истории и наличествующего потенциала и восстановления статуса резервной столицы, живущего в сознании людей образа недалекого прошлого?

Конечно, это не единственная идеологема к осмыслению цели и стратегии развития региона. Главное - это то, что производит субъект, какие новые знания и смыслы, важные для страны, производят люди и команды, работающие здесь!

В одном из интервью Андрея Белоусова звучит мысль: "для страны нужны люди, которые осмысливают происходящее и формулируют новые смыслы, идеологемы" [1].

Есть такая команда в Жигулевской Долине, работающая в логике: философия - проработка - целеполагание - стратегия реализации - проект - кооперационные цепочки, представителями которой являются авторы настоящей статьи.

В качестве одной из идеологем, прорабатываемой нашей командой, является концепция управления развитием на основе целостного подхода.

Целостностный подход - это восприятие какого - либо проектного решения с оценкой его влияния на среду жизнедеятельности человека. Т.е. разработка и реализация проекта должна сопровождаться командами в разных форматах (думания/делания) до момента утилизации продуктов проекта когда он, продукт, перестает обеспечивать планируемый эффект.

Эта управленческая функция проектной деятельности в жизненном цикле проектного продукта реализуется на основе постоянной коммуникации проектной команды с участниками реализации проектной идеи. Это позволяет формировать согласованные планы реализаций по всему жизненному циклу, снижая транзакционные издержки на пути решения задач при движении к цели. Кроме того, пространство постоянной коммуникации позволят оценить каждому участнику процесса реализации проектного замысла свою роль и ответственность, сформировать общее представление о конечной цели проекта.

Такой подход требует особой процедуры отбора членов проектной команды и организации ее специальной подготовки базовым устойчивым знаниям для осуществления деятельности проектирования и управления. К таким знаниям относятся современные представления: о системах разделения труда, организации, руководстве и управлении, техниках проблематизации и командообразования, нормативно- документальном оформлении и пр.

Из нашей истории известны примеры передовых, мирового уровня решений в тех отраслях, где функция управления осуществлялась конструкторскими бюро, в подчинении которых были производственные мощности. Так было в авиационной промышленности.

Но известен и печальный опыт автопрома, который так и не стал "законодателем в мире" (о чем просил М. Горбачев), потому что администрирование осуществлялось производственниками, а конструкторские службы осуществляли функцию сопровождения, предлагая изменения ограниченные возможностями производства.

Наработанный сегодня опыт команды Жигулевской Долины, сама команда, состоящая из практикующих ученых, объединившихся вокруг идеи развития со стартап-движением, индустриальными партнерами, бизнес-сообществами Самары и Тольятти (Клубом Директоров Самарской области, Торгово-промышленной палатой г. Тольятти и др.), - лучшая, признанная практика России. Основной фокус внимания команды - это концепт развития в основе которого лежит стратегия повышения уровня зрелости сначала системы поддержки в рамках технопарка, трансформированная на зрелом этапе в экосистему поддержки инноваций, которая сейчас (в 2024/25 годах) переживет еще одну трансформацию - переход от процесса поддержки инновационных стартапов оператором к деятельности по управлению технологическим предпринимательством. Эта концепция вобрала в себя два предыдущих этапа развития Жигулевской Долины и существенно отличается от них появлением вектора управления инновациями, когда делание становится функцией управляющей компании, наряду с университетами, индустриальными партнерами и конечно же стартапами.

Учитывая то, что основа всего - это люди и конкуренция за них, такой подход может стать инструментом для разворачивания в регионе нового большого проекта Мегаполиса, обводящего своими границами инновационные локации региона, как новой точки развития, где может быть использован опыт команды Жигулевской долины по проработке инновационных проектных идей, значимых как для региона, так и для страны. Этот подход также может быть использован при формирования стратегического выбора нашего региона и позиционирования его не только в рамках страны.

Фактически проект Мегаполиса - это новая ступень развития Самарско-Тольяттинской агломерации, ответ на полученные регионом и страной вызовы в концепте «ассиметричных ответов». Смысловой эффект такого проекта может стать ключевым фактором успеха в изменении жизни всех жителей региона. Но, самое главное, это может стать основанием для привлечения в этот мегапроект новых "делателей" - людей, которых во все мире называют термином "человеческий капитал".

Такой проект может стать тем самым выпавшим в 90-е годы звеном, которое соединит легендарную историю “авиа-Самары” и “авто-Тольятти” с новым их будущим - Мегаполисом в Жигулях.

***

[1]

Начать дискуссию