Стратегические цели бизнеса
Это не «видение», это не «миссия» и не просто набор слов (лонгрид)
Определение и характеристики стратегической цели бизнеса
1. Стратегическая цель — запланированный управляющим значимый результат скоординированных действий человека или группы людей (организации)
И сразу пример стратегических целей… маркетплейса, например, («интенет-магазина» как они сами себя называют) Яндекс.Маркет:
И Даниил Шулейко перечисляет задачи, которые необходимо решить и которые обеспечивают достижение этой стратегической цели (май 2021 г.):
- исправить дизайн главной страницы в приложении «Маркета»
- переустроить логистическую часть, выдачу заказов в ПВЗ
- как-то поменять историю с курьерами, плохо, когда доставка возможна в интервале с 9:00 до 18:00
Цель №2: «… построить большой ритейл, входящий в топ-3 ритейлеров страны».
Стратегическая цель (С.ц.) является частью стратегии бизнеса (предприятия [дела] или организации). В широком смысле С.ц. является неотъемлемой частью управления бизнесом.
С.ц. может быть личной и даже секретной, т.е. запланированной конкретным человеком. И ей/ему не обязательно эту цель кому-то сообщать или озвучивать. Соответственно и значимой стратегическая цель м.б. только для конкретного человека, несмотря на то, что в ее достижении могут принимать участвовать другие люди.
С.ц. владельца бизнеса могут отличаться от задекларированных и от целей достигаемых и/или декларируемых управляющим. Забавно, что в некоторых случаях декларируемая владельцем и управляющим С.ц. могут полностью совпадать, но это не означает, что у них нет скрытых друг от друга совсем других С.ц.
Например, выход на IPO вполне может быть общей для владельца и управляющего направляющей совместные усилия целью, но при этом владелец планирует удачный выход в кэш, а управляющий смену сумасбродного владельца. Важно, что при условии достаточной сообразительности и воли управляющий имеет больше возможностей реализации собственных и согласованных с владельцем С.ц.
2. С.ц. — идеальное представление человека о будущем состоянии бизнеса, совместно со стремлением, может определять выбор подходящих средств и действий его достижения
Осмысление или описание будущего состояния бизнеса или отдельных его проявлений (клиенты, сотрудники, инновации, ресурсы) зависят лишь от смелости и фантазии владельца и управляющего, воспринимаемых возможностей и условленных допущений. При этом ничто так не вредит бизнесу как переоценка своих возможностей и ошибочные допущения.
Продолжая пример с Яндекс.Маркетом, когда Шулейко говорит про то, чтобы войти в топ-3 ритейлеров страны, он делает важное замечание:
На самом деле разницы нет [онлайн или офлайн]. Это большая иллюзия, что есть разница. Много лет назад мы радовались, что появились гипермаркеты. Потом — магазинчикам у дома вроде АВ Daily и «Вкусвилла». Сейчас просто идет следующий виток, ритейл переизобретается. И конкурировать придется сразу с большими игроками
И для Яндекс.Маркета (как и для других маркетплейсов) открываются интересные возможности:
«офлайн-ритейл физически ограничен. На полке может лежать десять видов молока. Если ты маленький производитель, попасть на эту полку очень сложно. В онлайне этой проблемы нет, здесь полка — бесконечная».
Когда речь заходит о возможностях ДЛЯ бизнеса, наиболее распространенными ошибками являются: 1) переоценка собственных, а иногда и чужих возможностей и 2) игнорирование или недостаточное внимание к действительно имеющимся возможностям.
А доля маркетплейсов в онлайн торговле страны составила две трети (в мире — больше половины).
Наиболее значимыми для бизнеса являются допущения в отношении ценностного предложения (что мы делаем и что предлагаем?), потребителя (кто и за что нам платит?) и рынка (сколько у нас потребителей [размер рынка] и сколько они готовы нам платить [объем рынка]?).
Второй группой допущений являются — ключевые компетенции (или способности бизнеса), однако они скорее отражают текущее состояние бизнеса и могут (часто) не соответствовать С.ц. и задачам.
3. С.ц. может быть определена во времени при этом временной горизонт не имеет большого значения, т.е. С.ц. может быть запланирована на завтра и на 10 – 20 лет вперед
Стратегии слишком часто и ошибочно воспринимаются как что-то очень долгосрочное, многолетнее. Такое представление связано с тем, что «стратегическим» считается высший уровень управления, а сами стратегии слишком важны, чтобы быть сиюминутными.
С.ц. может быть определена на длительный период, многие годы или десятилетия, но ничто не мешает придумать прием или уловку, которые позволят достичь запланированного состояния бизнеса уже завтра.
Обозначая срок достижения С.ц., управляющий создает условия безотлагательности действий и возможности/необходимости пересмотра цели в определенный срок.
С другой стороны, С.ц. может не иметь срока достижения, если существуют другие метрики приближения к запланированному состоянию бизнеса, например, еженедельный прирост клиентской базы или удержание уровня удовлетворенности клиентов.
4. С.ц. может иметь количественное выражение при этом количество является показателем значимого качественного изменения состояния бизнеса
Очень часто С.ц. формулируется как позиция в рэнкинге (№1), размер выручки/активов (1 млрд) или доля рынка (30%).
Размер выручки как и доля рынка (позиция в рэнкинге) может являться С.ц. однако такая цель характеризует не столько выручку, сколько качественное изменение состояния бизнеса — рыночное положение, которое дает некоторую рыночную власть и позволяет влиять на цену или условия покупки. Достигнув целевого значения важно получить эту власть и воспользоваться ею, если этого не произошло, значит значение было определено неверно или размер выручки (доля рынка) не дают преимуществ.
Для потенциальных инвесторов позиция, выручка и доля как и рентабельность капитала могут быть основанием (среди прочего) для выбора и принятия решения о приобретении актива, однако сами по себе они мало говорят о перспективах развития бизнеса, росте стоимости вложений и размере дивидендного дохода.
Часто возникает дискуссия о С.ц. (goals) и задачах (objectives) бизнеса. Некоторые авторы обходятся одним термином, другие используют оба, третьи дают определение одного, используя второй.
Не вступая в дискуссию, можно использовать goals для С.ц. и objectives для задач бизнеса. При этом С.ц. имеет более абстрактный характер, скорее обозначает направление действий, а задачи бизнеса формулируются по критериям SMART и их выполнение обеспечивает достижение С.ц. Другой вариант использовать только один термин, а другой как синоним.