Договор коммерческой концессии это основа Франчайзинговой модели

Изучая тему Франчайзинга в России на протяжении уже более 10 лет, я с большой сложностью находил открытую информацию о том как правильно должны быть выстроены отношения между Франчайзером (компания, которая продает Франшизу) и Франчайзи (тот кто её приобретает).

В данном случае я имею в виду общую массу Франчайзинговых предложений на рынке России и не беру в расчет Корпорации, так как им имя намного дороже чем единоразовая выгода.

Есть множество материалов о том, как подобрать, как выбирать, как и где покупать и еще больше предложений от «помощников» в этом направлении (за вознаграждение). А самое главное, что никто открыто не дает полной информации и понимание человеку который заинтересован в покупке бизнес-модели и открытию бизнеса по системе Франчайзинга. Как понять, хотя бы поверхностно, что Франшиза настоящая, работоспособная.

И так давайте разбираться:

Франчайзинг во всем мире принято считать Партнерством (так заведено с истоков создания данного сегмента)!

Логика данного сегмента очень простая: Компания основатель имеет работоспособную, проверенную временем бизнес-модель, которая показала свою эффективность. Для масштабирования бизнеса в рамках региона или города, в других регионах или странах необходимо значительно расширять собственный штат сотрудников (а это значительное увеличение штата и ФОТ), плюс необходимо выстроить строгие и безопасные методы контроля удаленных предприятий по всем бизнес-процессам. Снижение контроля приводит к ухудшению показателей бизнес-модели (кражи, качество продукции и обслуживания, уровень дохода предприятия и т.д.), при высокой степени контроля увеличение собственных затрат.

Франчайзинг позволяет проводить эффективное и более быстрое масштабирование за счет привлечения внешних Партнеров. В данной модели Партнер несет полную ответственность за контроль всех бизнес-процессов, он имеет собственную мотивацию в увеличении прибыли предприятия (ведь это его деньги) и поддержании качества! Партнер не находится в штате, он не имеет ставки заработной платы и только его вовлеченность позволяет получать высокий доход от деятельности.

Передача временного права пользования бизнес-процессами, документации, стандартами происходит путем подписания сторонами (Франчайзер и Франчайзи): Договора коммерческой концессии (ДКК). То есть при заключении Договора концессии Франчайзи (Пользователь) становится Партнером и/или представителем бренда головной компании с разного вида ограничениями (как правило, это территория), указанными в договоре. Но чаще всего, на практике все выглядит совершенно иначе: компании владеющие Комплексом исключительных прав (Статья 1027 ГК РФ - об этом в будущих материалах) составляют договор таким образом, чтобы Франчайзи после подписания договора не имел вообще никаких прав, подчинялся головной компании беспрекословно (как наемный сотрудник, а не Партнер), любой шаг «в сторону» это штраф и/или Франчайзер имеет право расторгнуть/приостановить договор в одностороннем порядке, по любой мнимой причине (это не про Всех участников рынка, но в очень большом количестве случаев).

Разве это Партнерские отношения?

В данном случае мы не берем в расчет то, когда Франчайзи совершает нарушения в отношении Монументальных стандартов, Ноу-хау, регламентов, технологических карт и процессов.

Так вот, в моем понимании ДКК это Кодекс диктующий обеим его сторонам правила игры на период его действия и именно по данному документу можно сделать оценку «взрослого», осмысленного подхода к ведению бизнеса по системе Франчайзинга.

Сразу сделаю особую ремарку: Собственники Комплекса исключительных прав (создатели или основатели), когда передают третьему лицу что-то очень особенное, уникальное (то, чего нет на рынке) хотят максимально защитить себя и своё «детище» от «надругательства» со стороны третьих лиц и это правильно. Но зачастую сильно усугубляют все многочисленными необоснованными штрафами. Но и тут их можно понять!

Вернемся к основной теме. Договор коммерческой концессии (или любая другая его форма) это Кодекс, собственное Законодательство диктующие отношения между Франчайзером и Франчайзи. В его основе должны быть заложены:

1. Общие правила взаимоотношений (кто, кому, когда и что должен, и главное кто и за что платит);

2. Обязательства Франчайзера (то что Франчайзер должен передать в виде документации, провести обучение Франчайзи и всех его сотрудников, а не передать макет вывески или товарного знака);

3. Обязательства Франчайзи (Франчайзи должен учиться и в данном случае его предыдущий опыт не имеет никакого веса – начинает все с нуля. Кстати, это должен понимать каждый кто приобретает бизнес по системе Франчайзинга);

4. Ответственность Франчайзера (Он должен нести ответственность, лучше всего финансовую, за свои действия в особенности за отсутствие любого рода документов и материалов необходимых для ведения бизнеса Франчайзи. Информация должна быть предоставлена максимально исчерпывающей для достижения полного клонирования бизнес-модели Франчайзера);

5. Ответственность Франчайзи (Франчайзи должен со всей ответственностью изучать документы, материалы, курсы, регламенты Франчайзера, соблюдать их в точности, нести ответственность за себя и своих сотрудников при их несоблюдении.)

6. Ограничения для обеих сторон.

Если данные блоки тщательно прописаны в договоре, то это уже более похоже на то, что бизнес передаваемый по Договору коммерческой концессии продуман для передачи третьему лицу – взрослый подход.

А теперь стоит углубиться в то, как такой договор может появиться у компании?

Ответ на этот вопрос очень простой:

Процесс подготовки действующей бизнес единицы к масштабированию по системе франчайзинга основан в первую очередь на полном аудите: действующих инструкций, регламентов, договорах, технологий и технологических карт.

Вот если честно то, как правило, все начинается с «Идеи»: А ведь можно продавать Франшизу. Но мы пропустим этот этап.

Первым этапом идет создание структуры – так называемый скелет. Он должен в себе содержать все этапы от подготовки до момента открытия/запуска и дальнейшего ведения деятельности нового предприятия по системе Франчайзинга. Каждый из этапов будет включать в себя необходимые бизнес-процессы и перечень документации.

На втором этапе происходит сбор, структурирование и поверхностная проверка документов на актуальность.

Третий этап — это анализ Скелета, имеющейся документации и создание перечней документов, нуждающихся в доработке, изменении, создании, упразднении. На данном этапе, как правило, выявляют значительный перечень документов, который необходимо создавать с самого «нуля» и отсутствие части прописанных бизнес-процессов.

Важно помнить, что вся документация должна быть составлена таким образом, чтобы язык был максимально доступен и понятен человеку который никогда не работал в данной сфере.

И только 4-ый этап позволяет приступить к предварительному созданию перечня элементов, документов, технологий, которые компания планирует защитить от разглашения (Ноу-хау, Секреты производства, Технологии и т.д.) – это и есть основа для создания Договора концессии.

В итоге Договор коммерческой концессии, созданный на основании ключевых ценностей компании полученных в четвертом этапе позволяет:

Франчайзеру – защитить свои интересы в функционировании удаленного предприятия под внешним управлением с помощью Франчайзинга;

Франчайзи – потенциальному покупателю, планирующему покупку выбранного им направления провести оценку серьезных намерений Франчайзера на развитие бизнеса за счет изучения пунктов Договора, а не выманивание денег.

Начать дискуссию