Кто сказал, что программист и айтишник — это скучная офисная работа для социофобов?
Недавно прочитал в Facebook*, что в США есть специальный учебник по профориентации школьников и, дескать, там встречается фраза что-то вроде: «хочешь путешествий и опасных приключений – иди в военные, а если тебе по нраву спокойная размеренная жизнь рядом с семьей и ежедневным посещением офиса – то становись программистом или бухгалтером».
Меня такая формулировка очень задела, так как будучи ИТ-шником, работая много лет в офисе, я по производственной необходимости объехал и побывал в таких местах, куда не каждый экстремал-путешественник заруливал и уж точно «Макар своих телят не гонял». Но, подумал я, может читатель статьи посчитает, что это некоторое исключение? Я осмотрелся вокруг и посмотрел, а чем заняты ИТ специалисты и программисты в нашей команде VizorLabs (c 2021 года входит в группу компаний Сател).
Буквально пару месяцев назад завершили очередной этап одного из наших проектов.
Для того что бы сдать этот этап, нашей команде, состоящей из разработчиков и конструкторов программно-аппаратного комплекса, потребовалось добираться в начале самолетом до одной из удаленных северных точек, потом вертолетом до базы заказчика,
а затем на оленях(зачеркнуто) вездеходах более 500 км по белоснежной пустыне при -36 градусах. Прекрасный повод почувствовать себя героем песни Высоцкого «Кругом 500», особенно проезжая мимо участков с перевернутыми грузовиками.
И вот, наконец, индустриальные пейзажи за полярным кругом.
Члены команды по-старше, наконец увидели, что такое настоящий П…ец.
Члены команды помладше, познакомились с оленями СантаКлауса.
В общем, команда провела 1.5 недели в виде дорожных приключений и путешествий за полярным кругом, в рамках сдачи проекта.
А вот так — как я понял проходят типовые посиделки у ИТ-шников, видимо активно травят байки и рассказывают анекдоты долгими вечерами в полярную ночь :)
Но не будь я старым ИТ-шником, и бывшим стартапером, что бы не рассказать, а что же мы там реализовывали.
Заказчик поставил нам задачу создать систему мониторинга зимников.
Зимник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Для того , что бы зимник можно было безопасно эксплуатировать – регулярно проводится комплексная оценка качества.
Один из ключевых показателей – коэффициент уплотнения. Косвенным показателем этого коэффициента, является появление колеи, таким образом – контроль качества содержания зимнего проезда подрядной организацией привязано к наличию колеи и ее геометрических размеров.
Раньше этот контроль проводился вручную, и выглядело это как-то так:
Ручная методика очень трудоемка и не позволяет достаточно быстро формировать полноценный отчет, поскольку количество и качество повреждений может быстро меняться после проезда очередной автоколонны. Площадь повреждений может быть весьма значительна, что не позволяет в визуальном режиме достоверно выявлять и измерять самые сложные участки.
Для начала мы изучили, а что же есть на рынке.
Так, в 1999 году Организация научных и промышленных исследований Австралийского содружества (CSIRO) первой разработала систему автоматического обнаружения дефектов трещин - RoadCrack.
Платформа ARAN до сих пор широко используется в Соединенных Штатах для автоматического анализа дорожных покрытий.
Эта система проводит сбор данных, где изображения оцениваются с помощью автоматизированного программного обеспечения для обнаружения трещин - WiseCrax. Также популярна программа автоматического обнаружения транспортных средств WayLink Digital Highway Data Vehicle и другие
Обычно решение выглядит следующим образом:
Системы состоят из камер высокого разрешения и лазерных датчиков. Эти камеры установлены на специально оборудованных для сбора данных автомобилях для классификации дефектов дорожного покрытия. Данные считываются в автономном режиме с помощью автоматической программы обнаружения трещин.
Пример подобного комплекса IP-S3 фирмы Topcon. Для удобства использования измерительный комплекс выполнен в виде моноблока, с креплениями, позволяющими установить его на направляющие багажника любого легкового автомобиля
Основная проблема решений, присутствующих на рынке это:
- Низкая отказоустойчивость при эксплуатации на дорогах со значительным количеством неровностей и дефектов, которые вызывают существенные колебания всего комплекса, что неизбежно приводит к поломкам, при наличии достаточно хрупкой механической системы. Т.е. на вездеход такой комплекс не поставишь.
- Большой разброс качества сканирования из-за невозможности обеспечения движения автомобиля, на котором установлен лидар, с постоянной и достаточно низкой скоростью.
Было принято решение сделать собственный комплекс, заточенный под конкретную задачу, с возможностью работы при температурах до -40, при существенных раскачках и колебаниях комплекса установленного на вездеход.
Наш комплекс состоит из твердотельного лидара, 2-х камер и бортового вычислителя. На текущий момент комплекс позволяет решать следующие задачи мониторинга:
1. Распознавание элементов дорожной инфраструктуры, установленные в пределах обочины (1,5 м от проезжей части) в попутном и обратном направлениях:
· Дорожный знак (тип знака);
· Веха со светоотражающими элементами;
· Информационный щит (аншлаг, указатель направления движения);
· Километровый столбик.
2. Распознавание глубины неровностей и колеи.
3. Распознавание угла наклона вешек, транспарантов и дорожных знаков в направлении перпендикулярном направлению движения, превышающем 15 градусов от вертикали.
Естественно, комплекс, как обычно прошел несколько стадий развития:
НИОКР или дендро-фекальное решение.
На стадию MVP подошли уже с умом, сделали виброгасители, систему стабилизации, раму для крепления, промышленный модуль вычислителя.
Ну а к стадии МВП+ уже учли все ошибки и реализовали предсерийный образец, который успешно тестировался в течении месяца в реальных условиях эксплуатации.
Мы сделали раму с возможностью перемещения камер и лидаров по всей ширине вездехода, возможность крепления в любом направлении, и отсутсвие помех для использования запасного колеса, укрепляемого на крыше.
Естественно, ПАК подразумевает и программную часть, она выглядит пока скромно, но свои задачи выполняет:
Если читателям интересно, то готов рассказать, про ИТ-шников "во глубине сибирских руд", "про то как плачет тайга", про мирный атом, про затерявшихся в аравийской пустыне и многое другое :)
P.S. Отдельное спасибо команде Заказчика:
Гаценко Александру.
Тарведян Мери.
Воинову Сергею.
И напоследок, небольшая галерея с видами тундры и не только.
*Meta, которой принадлежит Facebook, признана в России экстремистской организацией