Уникальный онлайн-курс по истории атомной отрасли создан в ядерном университете МИФИ

В НИЯУ МИФИ создан уникальный образовательный курс по истории атомной отрасли – его изучают все первокурсники вуза, независимо от специальности. В просветительских целях онлайн-лекции курса открыты и доступны всем желающим. Система онлайн-тестирования позволяет выявить в ходе освоения курса качество освоения материала и выделить лучших студентов, которые по итогам обучения отмечаются сертификатами «За знание истории атомной отрасли».

28 сентября в России отмечают День работника атомной промышленности – профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ в 2005 году. Дата выбрана не случайно – именно 28 сентября в 1942 году Государственный комитет обороны СССР издал распоряжение «Об организации работ по урану» и одобрил создание в ФИАН им. Лебедева специальной лаборатории атомного ядра. В нашей стране есть множество профессиональных праздников, однако они больше касаются тех людей, кто уже работает в той или иной отрасли, а новое поколение, то есть старшеклассники и абитуриенты, выбирая вуз, зачастую плохо представляет себе свои будущие профессии, где и как начинались и куда двигаются науки и технологии, с которыми они планируют связать свою жизнь. В НИЯУ МИФИ решили исправить эту ситуацию.

«Технологическая история атомной отрасли» для всех студентов бакалавриата и специалитета, включая филиалы, изучается по видео онлайн-лекциям, созданным деканом факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ Александром Путиловым. «Насколько мне известно, пока в технических вузах нет подобных дисциплин, а ведь это для студентов очень важно – наш курс служит для них как бы первичной профессиональной ориентаций. Будущие физики, инженеры, IT-специалисты узнают, в какую грандиозную историю атомной отрасли СССР и России они будут встраиваться после окончания обучения, к каким великим открытиям, стройкам, научным проектам будут сопричастны – это целиком и полностью ложится в русло Указа Президента РФ об утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения. Первый уран, первый плутоний, первый атомный реактор, первая атомная подводная лодка, первый атомный ледокол, первая АЭС в Обнинске, первые ядерные установки в космосе, лица и судьбы атомной отрасли и ее современные достижения – вот темы нашего курса», – говорит д.т.н., профессор, член научно-технического совета Госкорпорации «Росатом» Александр Путилов. Первое использование курса датировано «ковидным» 2020 годом, сегодня курс освоили уже более восьми тысяч студентов, когда они только входили первокурсниками в МИФИческое студенческое сообщество.

Первокурсники проходят курс одновременно во всех институтах и филиалах НИЯУ МИФИ – это позволяет онлайн-формат лекций, после каждой из которых студенты для закрепления материала должны ответить на ряд вопросов в информационной системе образовательной поддержки fbiuks.ru, зарегистрированной Роспатентом и являющейся интеллектуальной собственностью НИЯУ МИФИ.

Заодно выявляются студенты, наиболее заинтересованные в изучении истории науки – система онлайн-тестирования выясняет в ходе освоения курса качество освоения материала и выделяет лучших студентов. По итогам обучения они отмечаются сертификатами «За знание истории атомной отрасли» трех степеней, вручение которых традиционно происходит 28 сентября.

Материал лекций адаптирован для широкого круга слушателей – курс уже прошли все сотрудники павильона «АТОМ» на ВДНХ, его используют и в школах. В Обнинске, например, где расположен Институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ, историю атомной отрасли по этому курсу лекций в 2024 году изучили все одиннадцатиклассники.

Приобщиться к истории военного и мирного атома может любой желающий – лекции доступны во Вконтакте и на сайте вуза. А расширить свои познания поможет Госкорпорация «Росатом», опорным вузом которой является НИЯУ МИФИ: на сайте biblioatom.ru можно найти множество архивных документов, интереснейших видео, мемуарной и научной литературы – ведь первоисточник всегда интереснее и точнее, чем толкования блогеров.

Начать дискуссию