Зарплату зачислили на счет, открытый без клиента. А банк не выдает деньги, требует подписать договор

Клиенту открыли счет и перечислили на него деньги, но договор о клиентском обслуживании не подписан! Это как вообще? А вот что произошло.

Как это произошло
Как это произошло

Сначала отказали в обслуживании, а потом открыли счёт

Мужчина устроился на новую работу. Всем работникам компания переводила зарплату на карты банка, с которым у нее заключен договор. И новому сотруднику тоже должны были оформить зарплатную карту, но случилось непредвиденное. Банк отказал в открытии счета, объяснив это проблемами с паспортом.

Работодатель обязан выдать зарплату наличными, если у сотрудника нет карты. Но бухгалтер ошибся и отправил выплату в банк. Мужчина пришел в офис финансовой организации и выяснил, что счет ему все же открыли и изготовили карточку. Но… Чтобы ее получить, надо подписать договор. Мужчина возмутился — счет открыли без его ведома, придумали несуществующие проблемы с паспортом! Он потребовал выдать его деньги без подписания договора.

Ситуация зашла в тупик. Банк не может выдать деньги без подписи клиента в договоре, поскольку в таком случае он не является клиентом. А последний не хочет становиться клиентом этого банка из-за необоснованного, по его мнению, недоразумения с паспортом. В итоге деньги ему не дали и он написал обращение в Центробанк.

Ответ регулятора

Эта любопытная история опубликована на сайте Пикабу, там же есть полный ответ Центробанка, он занимает несколько страниц. А если вкратце, вот что он ответил:

  • Около десяти лет назад клиент уже обслуживался в банке.
  • Мужчине ошибочно открыли счет. Не зарезервировали.
  • На счет зачислена выплата от работодателя.
  • Банк может выдать деньги клиенту только после идентификации. Также необходимо внести новые паспортные данные, поскольку у мужчины изменился документ.
  • В итоге — банку необходимо получить подпись клиента на договоре и обновить паспортные данные. После этого мужчина заберёт свои деньги, а банк закроет счёт.
Ответ Центробанка, фрагмент
Ответ Центробанка, фрагмент

Вот такой ответ — вариантов решения проблемы нет. Будут ли применены какие-то меры в отношении банка — неизвестно, зато «для сведения» написано, что без идентификации клиента открывать счета нельзя.

А какой вообще порядок должен быть

При открытии зарплатных счетов сначала бухгалтерия направляет в банк сведения о новом сотруднике. Банк открывает счет, клиент приходит за картой и подписывает договор. Только здесь не все так просто.

По законодательству, банк имеет право открывать счет только в присутствии клиента. Об этом и говорит Центробанк в ответе выше 👆. Поэтому официально считается, что банк, получив документы от бухгалтерии, не открывает счет, а «резервирует». А активным он становится только после подписания договора клиентом. Только многие банки этот «скользкий» момент игнорируют и сразу открывают клиентам обычные счета. А договора владельцы счетов подписывают задним числом.

Поэтому банк изначально не должен был зачислять деньги на неактивный зарезервированный счёт. Для этого нужно было использовать счет «до выяснения», а через 5 рабочих дней перевести обратно в компанию.

Но получилось совсем не так. По идее, вопрос можно было решить внутри компании даже после того, как мужчина отказался подписывать договор. Надо было оформить акт на недочет внутри организации, закрыть счет и перевести средства обратно работодателю.

А сотруднику как себя вести

Работник должен изначально указать, каким способом он будет получать зарплату. Если уж банк ему сообщил о проблемах с паспортом, нужно урегулировать этот вопрос до перечисления денег. Также можно предоставить в бухгалтерию заявление с реквизитами счета, на который ему удобно получать зарплату или сообщить о намерении забирать средства наличными в кассе.

Начать дискуссию