Будущее восстановления запчастей: инновации и технологии на подходе

Дефицит автомобильных запчастей в России из-за ухода с рынка иностранных автопроизводителей достиг критической точки. По мнению депутатов Госдумы, если не принять меры к созданию рынка восстановленных деталей, недостаток компонентов может стать причиной массового выхода транспортных средств из строя. Ведь почти четверть используемых в РФ авто выпущено 15 и более лет назад, потому нуждаются в постоянном ремонте.

Этот факт, а также рост стоимости новых запчастей на 21% в 2024 году привел к увеличению спроса на восстановленные детали. Причем благодаря современным технологиям ребилдинга и инновационному оборудованию по характеристикам такие компоненты ничем не уступают новым, но обходятся дешевле.

Более того, индустрия активно внедряет инновации, благодаря которым восстановленные запчасти становятся более надежными и долговечными. О них и поговорим в сегодняшнем материале.

Новые технологии в восстановлении запчастей

Компьютеризация и автоматизация автомобильной отрасли значительно повлияли на технологии ремонта транспортных средств и ребилдинга деталей. Ранее в этой сфере преобладала механическая обработка и ручной труд, но сейчас они уступили свое место более технологичным способам.

Уже сейчас некоторые компании, например, Reikanen, используют компьютеризированные стенды для ребилдинга электрических рулевых реек:

  • Стенд Gidrospec — используется для диагностики и тестирования ЭУР и ЭГУР, может отправлять специальные пакеты данных для запуска для тестирования демонтированного узла. Совместим с любыми автомобильными сканерами неисправностей, используется для обновления ПО и калибровки датчиков.
  • Стенд MSG 561 — установка для тестирования реек с электроусилителем и электрогидравлическим усилителем. Может тестировать демонтированную деталь, имеет встроенные диагностические программы для популярных марок авто, может обновлять прошивки агрегатов и работать с диагностическими сканерами разных производителей.

Однако в ближайшее время ожидается внедрение и других технологий.

Будущее восстановления запчастей: инновации и технологии на подходе

Трехмерная печать

3D-принтеры могут печатать новые компоненты сложных узлов автомобилей из полимеров, металла и композитных материалов. С их помощью можно сделать любую запчасть даже для машины, которая давно не выпускается. Такая технология позволяет восстановить редкое или раритетное транспортное средство.

Плюсы трехмерной печати:

  • быстрое производство компонентов;
  • экономия ресурсов.

Главное преимущество — устранение зависимости от производителей машин и деталей. Эта технология уже используется для ребилдинга деталей ДВС, турбин, компрессоров.

Обработка лазером

Лазерные установки позволяют восстановить изношенные поверхности подвижных деталей. В отличие от других способов реставрации, лазером можно работать с высокой точностью, удаляя излишки металла. Так можно полностью вернуть начальную форму запчасти.

Преимущества лазерной обработки:

  • точность;
  • минимальное количество брака;
  • восстановление маленьких деталей.

Применение лазеров значительно увеличивает срок службы сложных узлов автомобиля за счет их качественного ребилдинга. Этот способ сейчас частично применяют для ремонта рулевых реек, турбин, двигателей внутреннего сгорания.

Роботизированная обработка

Вместо ручного труда компании используют роботизированные и автоматизированные линии. Они могут разбирать бывшие в употреблении детали, проводить их диагностику и восстанавливать с минимальным применением ручного труда.

Благодаря автоматизации уменьшается влияние человеческого фактора и повышается качество восстановления, снижается себестоимость и цена запчасти для конечного покупателя.

Эту технологию применяют для восстановления систем торможения, коробок переключения передач, элементов рулевого управления и трансмиссии.

ИИ и машинное обучение

Наиболее перспективной технологией является искусственный интеллект и методы машинного обучения. Специализированные компьютерные приложения могут собирать данные о состоянии узлов и агрегатов машины, диагностировать поломки, измерять степень износа и подбирать способ восстановления. Благодаря обучению ИИ сможет находить все более эффективные и дешевые способы ребилдинга, которые не снижают надежность деталей.

Применение этих технологий дает такие плюсы:

  • Быстрая и точная диагностика поломки;
  • Уменьшение времени на ребилдинг за счет сокращения длительности технологических операций;
  • Прогнозирование проблем при эксплуатации восстановленных запчастей.

Сейчас ИИ начинают использовать в авиационной отрасли, но по мере совершенствования алгоритмов этот способ ребилдинга внедрят и в автомобильной сфере. В будущем это позволит значительно экономить на ремонтах и регламентных работах, что важно для компаний, работающих в сфере грузоперевозок и коммерческого транспорта.

Будущее восстановления запчастей

В индустрии ребилдинга запасных частей появляются еще более инновационные и необычные технологии, которые могут в будущем кардинально изменить рынок. Среди них:

  • Блокчейн-технологии для отслеживания поставок компонентов. Потребитель сможет проверять каждый этап доставки начиная от производства детали на заводе заканчивая установкой на авто.
  • IoT для контроля состояния запчастей. Умные датчики смогут измерять износ в режиме реального времени и отправлять данные на сервер или бортовой компьютер машины. Это позволит точно определить необходимость замены детали до ее полного износа.

Пока же автомобилисты в России могут пользоваться услугами компаний, которые восстанавливают узлы и агрегаты машин с гарантией качества работы и надежности деталей.

22
Начать дискуссию