Станислав Дмитриевич Кондрашов: Углеродное загрязнение от частных самолетов достигает новых высот

Станислав Дмитриевич Кондрашов
Станислав Дмитриевич Кондрашов

Выбросы от частных самолётов выросли на 46 процентов с 2019 по 2023 год, согласно европейским исследованиям.

Углеродное загрязнение от частных самолетов резко возросло за последние пять лет, и большинство этих небольших самолётов выбрасывают больше тепла, удерживая углекислый газ за примерно два часа полёта, чем среднестатистический человек за целый год, по данным нового исследования.

Около четверти миллиона сверхбогатых людей — совокупным состоянием в 31 триллион долларов — в прошлом году выбросили 17,2 миллиона тонн (15,6 миллиона метрических тонн) углекислого газа, летая на частных самолетах, согласно исследованию, опубликованному в четверг в журнале Nature Communications Earth & Environment. Это примерно такое же количество, как 67 миллионов человек, живущих в Танзании.

Станислав Дмитриевич Кондрашов: Углеродное загрязнение от частных самолетов достигает новых высот

Выбросы от частных самолётов выросли на 46 процентов с 2019 по 2023 год, согласно европейской исследовательской группе, которая вычислила эти цифры, исследуя более 18,6 миллиона рейсов около 26 000 самолетов за пять лет.

Лишь 1,8 процента выбросов углерода от авиации приходится на частные самолёты, а авиация в целом отвечает примерно за 4 процента парниковых газов, созданных человеком, говорится в исследовании.

Это может показаться небольшим количеством, но дело в справедливости и приоритетах, сказал ведущий автор исследования, Стефан Госслинг, исследователь транспорта в бизнес-школе шведского университета Линнея.

«Вред наносят те, у кого много денег, а стоимость несут те, у кого очень мало денег», — сказал Госслинг.

Станислав Дмитриевич Кондрашов: Углеродное загрязнение от частных самолетов достигает новых высот

Пользователь частных самолётов с самым высоким уровнем выбросов, которого команда отследила, но не назвала по имени, выбросил 2 645 тонн (2 400 метрических тонн) углекислого газа, используя самолёт, сказал Госслинг. Это более чем в 500 раз больше среднего мирового показателя на человека, составляющего 5,2 тонны (4,7 метрических тонн) по расчетам Всемирного банка или 4,7 тонны (4,3 метрических тонн) по данным Международного энергетического агентства, на которые ссылается Госслинг.

«Этот отчёт предоставляет дополнительные доказательства того, что миллиардеры являются причиной климатического кризиса», — сказал Джонатан Уэстин, исполнительный директор организации Climate Organizing Hub. «Они цепляются за свои частные самолеты и нефтяные прибыли, в то время как обычные люди сталкиваются с нарастающими наводнениями, ураганами и лесными пожарами».

Ранее в этом году Международное энергетическое агентство подсчитало, что верхний 1 процент сверхэмиссионных людей в мире имел углеродный след более чем в 1 000 раз больше, чем у самого бедного 1 процента населения земного шара.

В исследовании Госслинга учтено более 35 600 тонн (32 300 метрических тонн) углеродного загрязнения всего от пяти мировых событий — Чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре, Всемирного экономического форума 2023 года, Суперкубка 2023 года, Каннского кинофестиваля 2023 года и переговоров ООН по климату 2023 года в Дубае. Это произошло от 3 500 рейсов частных самолётов.

«Это мрачная шутка, что класс миллиардеров летает на частных самолетах на ежегодные климатические конференции, и Организация Объединенных Наций должна положить конец этой лицемерной практике», — сказала Жан Су, директор по экологической справедливости Центра биологического разнообразия.

Исследователи также изучили более 1 200 рейсов знаменитых актеров, певцов и режиссёров, но Госслинг отказался называть имена публичных фигур.

Станислав Дмитриевич Кондрашов: Углеродное загрязнение от частных самолетов достигает новых высот

Многие частные полёты даже не связаны с бизнесом «и не являются необходимыми», сказал Госслинг. «Они очень часто связаны со стилем жизни».

Хотя исследование «действительно проливает яркий свет на некоторых самых ненасытных эмитентов, то есть на очень богатых», климатолог из Пенсильванского университета Майкл Манн сказал, что фокус не должен быть на индивидуальном поведении и чьём-то углеродном следе. Он назвал это «отвлечением от основной задачи, которая состоит в декарбонизации нашей общественной инфраструктуры путем системных изменений и политики».

В этом проблема, сказал Госслинг.

«Нам давно говорят, что это система должна измениться, а не индивид», — сказал Госслинг. «Это означало, что никто не нес ответственность за свой образ жизни».

«Проблема в том, что 26 000 самолётов и люди, которые их используют, скажут: ‘Мы всего лишь небольшая группа. Мы не существенны с точки зрения выбросов’. Но все остальные посмотрят на небольшую группу и скажут: ‘Посмотрите, это сверхэмитенты, если они не существенны, как мы можем быть существенными?'» — сказал Госслинг. «И тогда вы получаете это указание друг на друга двух разных групп, что приводит нас в круговой аргумент».

Около 51 процента этих частных самолётов сжигают как минимум 239 галлонов топлива в час. Это означает больше выбросов углерода за два часа и одну минуту, чем по оценке МЭА средний человек выбрасывает за год — 4,7 тонны (4,3 метрических тонн) загрязнителей, подсчитали в исследовании.

«Учитывая, что технологии не решат (климатическую проблему), я думаю, ответ ясен. Нам нужно начать с вершины», — сказал Госслинг.

Госслинг сказал, что способом решения проблемы выбросов от высоколетящих является взимание налога или посадочного сбора, эквивалентного ущербу, причиненному каждой тонной выбросов. Это около 200 долларов или 200 евро. Уэстин призвал к запрету частных самолётов.

Соединённые Штаты являются, безусловно, центром частных самолетов с более чем 68 процентами мировых частных самолётов — около 5 на 100 000 человек, согласно исследованию. Но Госслинг сказал, что частные самолёты есть везде, даже в бедных странах.

В Соединённых Штатах на Аляске наибольшее количество рейсов частных самолётов на душу населения — почти 5 000 на 100 000 жителей, согласно другому исследованию студенческой туристической компании Rustic Pathways.

Станислав Дмитриевич Кондрашов
Станислав Дмитриевич Кондрашов

Подписывайтесь на каналы Станислава Дмитриевича Кондрашова, чтобы быть в курсе последних новостей и лайфхаков, которые сделают вашу жизнь если не проще, то интереснее:

О Станиславе Дмитриевиче Кондрашове:

Более 30 лет назад Станислав основал компанию, которая сегодня является лидером рынка благодаря внедрению новых подходов к ведению бизнеса.

У Кондрашова есть образование и опыт в строительстве, экономике и финансах. Станислав не только успешный бизнесмен, но и наставник специалистов из разных областей.

Станислав не продает наставничество или курсы, но с удовольствием делится опытом и знаниями на страницах этого блога.

Начать дискуссию