Действительно, запись переживания – это сердце биографической работы, и действительно лучше всего записать его в пяти предложениях. Это результат большого числа опытов, которые показали, что пяти предложений достаточно, чтобы описать любую ситуацию – таким способом, какой предлагается в художественной биографической работе: описываем только факты, без суждений, размышлений, мнений, оценок и предубеждений. На самом деле в этой работе есть упражнения, когда мы записанное переживание расширяем до 12 предложений и сужаем сначала до трех, а потом до эссенции и названия. Но начинается она все равно с записи переживания в пяти предложениях. Практика показывает, что для начала вообще хорошо просто записать то, что важно, хоть как-нибудь. И этот этап – простой записи в любом виде – пройти не всегда просто. В этом месте человек сам себе удивляется - я же все так долго рассказывал, а сел записывать, получилось три строчки. И это нормально! Антропософ из Германии Райнер Шнурре, который развивает направление художественной биографической работы, в том числе и в России, говорит, что стеснение перед записыванием переживаний – здоровое явление. Потому что инстинктивно человек понимает, что будет боль. И тут нужна смелость – потому что, с одной стороны, нельзя словами все записать, а с другой стороны, небольшим количеством слов надо помочь высветиться тому, что ты пережил. Боль между словами должна быть прочувствована, чтобы из нее найти более точные слова. Во время работы с переживаниями есть 4 стадии.