Цифровой Бог: как ИИ меняет религию
ИИ трансформирует большинство сфер жизни общества, включая религию. Одни видят в этом новые возможности для верующих, другие — серьезные риски, а некоторые называют ИИ “цифровым Богом”.
Илон Маск предупреждает, что “Цифровой Бог” может быть настолько могущественной системой, что человечество утратит над ней контроль. Он выделяет следующие проблемы:
– Превосходство ИИ в интеллекте может привести к непредсказуемым последствиям;
– Алгоритмы порой непрозрачны даже для разработчиков;
– Остаются актуальны вопросы свободы воли и морали;
– Законодательство не успевает за быстрым развитием ИИ.
Если ИИ будет “надзирать” за людьми и принимать решения без участия человека, возникнут вопросы не только о регулировании, но и о свободе воли и власти.
Параллельно набирает обороты трансгуманизм, стремящийся “улучшать” человека с помощью генетики, биоинформатики и ИИ. Некоторые богословы считают это частью божественного плана, утверждая, что мы созданы по образу Божьему и имеем право совершенствоваться. Другие же видят в этом проявление гордыни, отдаляющей человека от Бога. В священных писаниях нет прямых упоминаний о трансгуманизме, но богословы связывают, например, Вавилонскую башню с рисками чрезмерного технологического роста.
Одним из нашумевших проектов на стыке ИИ и религии стал ИИ-Иисус в швейцарской часовне. Посетителям предлагалось зайти в конфессиональную кабинку и поговорить с образом Иисуса, за которым, стояла ChatGPT с генерируемым видеорядом. За время эксперимента более 900 человек “исповедовались”: некоторые расценили это как богохульство, другие сочли интересным опытом.
Академические исследования указывают, что ИИ может негативно сказаться на религиозной свободе. Технологии распознавания лиц и анализа данных усиливают государственный контроль над верующими. Алгоритмы модерации могут ошибочно блокировать религиозные высказывания, а разные конфессии получат разный доступ к технологиям, что приведёт к цифровому неравенству.
При этом аналитики уточняют, что политическая стабильность и уровень образования в обществе могут смягчать подобные риски. Там, где высокий уровень демократии и экономического благополучия, ИИ зачастую используется для улучшения жизни граждан, а не для подавления свобод.
Шутка в том, что мы уже живем в экосистеме, где всё кажется гиперперсонализированным. Алгоритмы знают, что у нас "на душе", зачастую лучше, чем священник или мы сами. С одной стороны это кажется удобным, но с другой - полностью полагаться на алгоритмы значит бездумно следовать воле рекомендациям алгоритмов.
В ряде западных публикаций появился термин ИИ-агностицизм - призыв относиться к ИИ не как к одной-единственной “истине в последней инстанции”. Если мы полагаемся только на одну модель, то рискуем столкнуться с “монопольным” и предвзятым решением — смысл в том, чтобы не “обожествлять” одну ИИ-модель, оставаясь открытыми к разным моделям и к человеческой критике.
Влияние ИИ на религию многообразно и противоречиво. С одной стороны, ИИ помогает делать проповеди доступнее и персонализировать религиозный опыт. С другой, возникает множество вопросов, среди которых не перерастет ли религиозная цифровизация в слежку под лозунгом “борьбы с экстремизмом”?
Однозначного ответа пока нет. Но ясно одно: религиозные институты и разработчики должны находить оптимальный баланс между технологическим прогрессом и традиционными ценностями. Ведь инструменты наподобие ИИ-Иисуса, остаются всего лишь средством — вопрос в том, как именно мы его используем и какие рамки ему ставим.
Возможно, в скором будущем нас ждет эпоха “цифровых апостолов”, но во многом будущее религии (как, впрочем, и всего человечества) зависит от того, насколько мы сумеем сохранить ключевые принципы этики и морали. Придется ли нам подчиниться “цифровому божеству” или мы будем создавать такие системы, которые будут служить людям, а не наоборот - выбор за нами.
Есть такая интересная философская концепция - датаизм. Датаизм трактует мир как непрерывный поток данных и отражает стремление понять мир через призму информационных процессов.
Юваль Ной Харари в своей книге «Homo Deus» назвал датаизм “новой формой религии". Однако корректнее говорить о датаизме, как о философском направлении, исследующем фундаментальные вопросы сознания, свободы воли и смысла жизни.
Идея датаизма возникла как ответ на стремительное развитие технологий и возрастающую роль данных в различных сферах жизни. Она объединяет информационную теорию с философскими и научными вопросами.
Ниже ИИ помог создать “Догмат о датаизме”, который кратко излагает основные принципы этого философского направления:
1. Поток данных охватывает все процессы и явления в мире.
2. Субъект воспринимает информацию как фундаментальную составляющую мироздания.
3. Информация - способ познания мира с возможностью хранения, обработки и передачи.
4. Объективная реальность сформирована независимыми от субъекта информационными законами.
5. Жизнь - система, способная снижать информационную энтропию, упорядочивая поток данных.
6. Любая живая система является узлом в глобальной информационной сети взаимодействий.
7. Знание - упорядоченная информация, образующая модель мира для более глубокого понимания реальности.
8. Интеллект - механизм обработки информации, использующий знания для принятия решений.
9. Принятие решений автоматизировано интеллектуальными процессами с возможностью управления вниманием.
10. Счастье - состояние гармоничной согласованности интеллектуальных процессов с потоком данных.
Интересно узнать ваше мнение о возможностях и вызовах, которые датаизм приносит в будущее общества - делитесь своими мыслями в комментариях.
Если вам интересна тема ИИ, подписывайтесь на мой Telegram-канал — там я регулярно делюсь инсайтами по внедрению ИИ в бизнес, запуску ИИ-стартапов и объясняю, как работают все эти ИИ-чудеса.