У коучей и психологов в продажах работает только сарафанное радио?
Сразу отвечу, это не так.
Всё, расходимся.
А хотя нет, давайте я всё же вам объясню, почему это неправда.
Я стала коучем в 2021 году и с самого первого дня своего обучения брала в работу клиентов. Сначала это были друзья, потом друзья друзей, потом пошли в ход коллеги друзей и даже шапочные знакомые друзей и их друзей.
Вы вообще можете себе представить, на каком уровне работает коуч после первой недели обучения? Правильный ответ: ни на каком. Но я перла как танк. Криво, косо, я отрабатывала инструменты на всех, кто был готов уделить мне 45 минут своего времени. А тех, кто мне был готов отдать свои 45 минут, было не так уж много. Мне кажется, я по пятому кругу писала всем, кто был в моей телефонной книге, чтобы найти себе клиентов для отработки.
Как вы думаете, меня кто-то кому-то рекомендовал после работы со мной с учетом того, что я искренне говорила, что за моими плечами недели опыта, а никак не года? Конечно, нет. Потому что я была новичком, и, даже если мне удавалось каким-то чудом помочь клиенту, он всё равно не брал на себя ответственность за рекомендации, так как я реально была не коучем, а ученицей Эриксоновского университета коучинга. И хотя это звучало круто, на самом деле для всех это было непонятно, и поэтому сарафанное радио не запускалось.
Прошло немало времени, прежде чем ко мне начали приходить клиенты по рекомендациям.
Но в целом я никогда не рассчитывала на сарафанное радио, я искала другие возможности, и хвала небесам, что я поступила именно так. Сейчас я коуч, у которого всегда есть клиенты, и именно по этой причине я пишу этот текст.
Что важного я поняла, пройдя путь от новичка до коуча с трехлетним стажем и перепробовавшего всевозможные инструменты привлечения клиентов?
Первое: сарафанное радио действительно лучший инструмент продвижения для помогающего практика. По сути, не вы себя продаете, а ваши клиенты вас продают. Вы не испытываете неловкости на первом созвоне, потому что понимаете, что человек, которого вы видите на экране или в своем кабинете, уже наслушался дифирамбов о вас от того, кто вас порекомендовал. Вы уверены в себе, у вас нет ощущения, что вы что-то кому-то втюхиваете, вы расслаблены и спокойно выполняете свою работу.
Согласна, просто идеальный инструмент, но вот засада, он же никак не контролируем. И даже когда ты подключаешь реферальную программу (если кто-то не в курсе, это когда вас рекомендуют за процент с продаж ваших услуг), оно всё равно работает как Бог на душу положит.
Меня эта история мало устраивала. Мне как бы по счетам платить нужно. Я привыкла, что мой доход мне подконтролен, как, например, в работе в найме, когда ты точно знаешь, сколько ты получишь в месяц денег, и понимаешь, как ими нужно распорядиться, чтобы на всё хватило. Для меня это про безопасность. Я не хочу подпрыгивать ночью в холодном поту и думать, порекомендует меня кто-нибудь в этом месяце или нет.
Второе, что я поняла, – это то, что сарафанное радио может быть как один из инструментов продаж моих услуг, ну уж точно не основным и тем более не единственным. Я рассматривала свою деятельность как бизнес, я не хотела воспринимать это как хобби. В совокупности на обучение я потратила два года. Мне это обошлось больше чем в 2 000 000 руб. После этого у меня язык не поворачивается назвать мою профессию хобби. И я была нацелена отбить свои бабки, так еще и заработать на этом.
Представляю, как у многих сейчас вздернулись брови и эмоция ужаса поднялась из самых недр подсознания. О, БОГИ! Она думает только о деньгах.
Нет, нет и еще раз нет. Я не думаю только о деньгах, когда началась СВО, я работала бесплатно, потому что я понимала, что людям нужна помощь, но не у всех была возможность платить. Я очень ответственно отношусь к своей работе и во главу угла всегда ставлю «Не навреди и помоги, если можешь». Я никогда не возьму клиента ни за какие деньги, если понимаю, что не смогу ему помочь. Вы даже не представляете, какое количество людей я перенаправила к своим коллегам, потому что понимала, что именно они смогут помочь в каком-то узком, специализированном запросе, в котором я не сильна. Я, например, не работаю с запросами детско-родительских отношений. Я не смогу ничем помочь, у меня даже детей нет, о чем тут можно говорить?
Не знаю, поняли вы уже или нет, но я веду к тому, что искреннее желание помогать людям не должно конфликтовать с желанием хорошо на этом зарабатывать. Это лично моя философия, и, если у вас другая, я не осуждаю и не предлагаю перейти в мой лагерь, просто обращу ваше внимание, что у нас разное виденье, и, кстати, для меня это тоже ок. Мы имеем право быть разными.
Настоящий заработок начинается там и тогда, когда у вас в голове выстраивается четкое осознание того, что вы:
– во-первых, сами несете ответственность за то, сколько клиентов у вас будет ежемесячно;
– во-вторых, воспринимаете свою деятельность как бизнес и полностью отказываетесь от мысли, что это просто хобби или заработок от случая к случаю.
Это, мои хорошие, база. Это основа того, что вы готовы отказаться от пассивного ожидания клиентов, от единственной надежды на сарафанное радио и играть по-крупному.
Уверена, вы долго ждали этого момента…
Рассказываю, какие еще инструменты кроме сарафанного радио работают при поиске клиентов:
- Создание личной базы – это не подписчики в социальных сетях, это люди, которые дали вам свой e-mail, номер телефона или свой профиль в Телеграм и разрешили отправлять им письма и сообщения. Каждый клиент, который хоть как-то соприкасался со мной, даже если это была разовая консультация, есть в моей базе. Сейчас моя база состоит из более чем 500 контактов. На самом деле это немного, у некоторых базы по 5 000 и 10 000 человек. Но мне и этого хватает хотя бы для того, чтобы в определенные моменты я сделала рассылку с каким-нибудь классным предложением и получила сразу 5-10 клиентов на долгосрочный контракт. Важно: у меня не стоит задача вести клиентов годами. Я им помогаю с запросом и ухожу в закат. И если вдруг что-то в их жизни вновь пойдет не так, они знают, к кому обратиться. А если они забыли, я напоминаю каким-нибудь милым сообщением в стиле «Осеняя хандра повлияла на доход? Ты знаешь, кому написать, чтобы я помогла найти тебе мотивацию, чтобы работать на полную катушку, даже когда за окном серая осень».
- Платное продвижение. И здесь я скажу кратко. Дать рекламу за 10 000 руб. вполне подъемная история. Этот инструмент приводит мне примерно 40% моих клиентов. Это реклама в соцсетях, мессенджерах и даже контекстная реклама (но она, конечно же, стоит дороже – это уже для продвинутых). Да, бесспорно, они приходят ко мне, как принято говорить в маркетинге, «холодные» (ну, то есть они видят меня в первый раз, и я должна продать им свои услуги, но так как у меня есть скрипт продаж и я давно уже умею продавать по любви и учу этому других, то для меня это не проблема). Не пугайтесь, для вас это тоже может стать «не проблемой», просто нужно немного подучиться этому.
- Бесплатное продвижение. По факту клиентов могут вам приводить и Авито, и LinkedIn, и Профи.ру, и чаты в Телеграм, и многое другое. Если вы твердо решили получить клиентов, то никто вас не остановит, на просторах интернета есть миллион платформ, которые готовы вам в этом помочь. Нужно тестить, нужно пробовать и смотреть, что сработает именно у вас.
- Нетворкинг. Тоже прекрасный инструмент, если вы научились им пользоваться. Если вы живете в большом городе, то рекомендую найти канал в Телеграм, где публикуют различные мероприятия вашего города. Я, пока жила в Москве, пробовала этот инструмент, в неделю я посещала по три-четыре мероприятия. Я получила много разных контактов, но, к сожалению, не клиентских. У меня этот инструмент не сработал. Но я лично знаю людей, у которых он работает на отлично, они полностью с помощью него закрывают свой месячный объем по клиентам.
А теперь блиц по инструментам, я же понимаю, что ваше внимание не резиновое, поэтому ускоряемся:
- Сайт: профессионально оформленный сайт с описанием услуг, биографией, блогом и формой записи. Выполняет роль визитки. На него отправляем людей с платной и бесплатной рекламы или даем ссылку действующим клиентам, чтобы они рекомендовали вас за процент. По аналогии могут работать социальные сети, но их сложнее структурировать.
- Социальные сети: активное присутствие в *Instagram, Facebook, LinkedIn и TikTok для привлечения аудитории и демонстрации экспертизы. Если есть силы и желание вести блог как эксперт, то в целом реально брать целевой трафик оттуда, важно понимать, что это работа вдолгую и результаты будут не сразу. Meta – экстремистская организация, и ее деятельность запрещена на территории России.
- Блоги и статьи: публикация экспертных статей в популярных изданиях и собственном блоге. Я сейчас осваиваю этот инструмент, и он уже хорошо себя зарекомендовал. Люди читают мои статьи и слушают подкасты. Начинают доверять мне как коучу по продажам. Потом находят меня в соцсетях и записываются на консультацию.
- Видео и вебинары: запись видеоуроков на YouTube и проведение вебинаров по важным темам. Суперинструмент. Работает вдолгую. Подходит тем, кто готов вкладываться большим количеством времени.
- Email-маркетинг: регулярная рассылка полезной информации и предложений. Об этом я писала выше. С самого начала начинайте формировать вашу базу. Начните с пяти человек, я тоже когда-то начинала именно с этой цифры, и постоянно ее пополняйте. Если вы один раз коммуницировали с человеком и он вас не забанил, то рано или поздно он у вас купит.
- Онлайн-платформы: регистрация на специализированных платформах. Минус для меня лично, что там, как правило, люди ищут специалистов за низкий чек, но если вы новичок, то для старта самое то.
- Партнерства: сотрудничество с другими профессионалами, коллаборации. Это когда вы коуч и находите психолога, или, наоборот, для того чтобы ваш продукт не конкурировал, рекламируете друг друга с помощью своих каналов, например в соцсетях.
- Реферальные программы: мотивация существующих клиентов рекомендовать вас своим знакомым. Писала об этом выше. Это система, которая требует корректной настройки. Она подходит тем, у кого уже есть клиенты. Работает как правильно настроенное сарафанное радио.
- SEO и контекстная реклама: оптимизация сайта для поисковых систем и размещение рекламы в Google и соцсетях. Дорого. Но действенно.
Как видите, инструментов много. Главное, брать и делать. Да, это время, это энергия, но не забываем, что и результат не заставит себя ждать при должном-то подходе и упорстве.
Единственное, от чего хочу предостеречь, так это от того, что не стоит все инструменты тестировать единовременно. Действуйте поэтапно. Сначала один тест, потом второй и так далее. Для каждого теста выделяйте от трех попыток, чтобы понимать, работает для вас тот или иной инструмент или нет, не бросайте, если сразу не получилось. В идеале брать наставничество у тех, кто уже получил результат с помощью инструмента, который вы тестируете, но если такой возможности нет, то можно найти нужную информацию в бесплатных источниках и провести тесты самостоятельно.
Не нужно разрывать аорту, берегите себя, вы не бесконечны и ваши силы тоже.
И напоследок скажу, что первое, что вы делаете для того, чтобы ваш доход не зависел только от сарафанного радио, – вы берете на себя ответственность и начинаете смотреть на свою профессию как на бизнес. Это база, а всё остальное приложится.
Всем продаж по любви!