Почему даже новичкам нельзя работать бесплатно?

Почему даже новичкам нельзя работать бесплатно?

На связи Татьяна Шаханова – коуч с образованием, у которого всегда есть клиенты.

Начинающие коучи, психологи и игропрактики, да и в целом помогающие практики очень любят обесценивать свой труд и свои знания, работая за отзывы или кейсы. Ну, а что? Нас так научили наши наставники. Сначала мы работаем на опыт, а потом опыт работает на нас – это же логично. Они думают, что их знания никому не нужны без волшебного слова «бесплатно».

Это не так!

У работы «за бесплатно» есть много минусов, о которых вы могли и не подозревать. Скажу даже больше, плюсов в таком подходе вообще нет, чтобы вам ни говорили... Если рассматривать как плюсы пополнение базы кейсов и отзывов, то я вас огорчу: когда вы работаете за отзыв, вас не воспринимают всерьез, бесплатные клиенты в работу не включаются, а отзывы строятся не на конкретном «до – после», а на высокопарном слоге в стиле «О, мне так понравилось, мы так классно поговорили, мол, рекомендую». А такие отзывы вас не продают.

Как должны быть оформлены отзывы и как их получать, расскажу в следующей статье, так что не забывайте на меня подписаться, ну а сегодня будет вся правда о том, почему нельзя работать не за деньги:

Во-первых, бесплатная работа быстро приводит начинающих специалистов (и неначинающих тоже) к сомнениям в своем профессионализме. Если человеку не платят за его труд, то он перестает видеть ценность в своей работе. У нас, между людьми, так принято. Если мы за что-то по-настоящему благодарны – мы благодарим не только словом, но и делом, то есть платим, не всегда деньгами. Вот, например, врачам раньше было принято коньяк с конфетами дарить (слава прогрессу, что это осталось в Советском Союзе и сейчас даже им благодарность в конвертах приносят). То есть это чисто психологический фактор: меня отблагодарили (заплатили), значит, то, что я делаю, человек ценит.

Во-вторых, кто вообще приходит на бесплатные встречи? Правильно, те, кто считает, что всё в жизни должно быть даром. У таких клиентов есть одно общее хобби – «бесплатные вещи». Они воспринимают эксперта больше как друга, с которым приятно провести пару часов, попивая чай, а не как серьезного специалиста, который, возможно, сможет им помочь. Такие люди вас и рекомендовать будут как бесплатного специалиста, то есть по факту через них даже сарафанное радио не запустишь на клиентов, готовых платить.

В-третьих, серьезные клиенты, готовые инвестировать в свое развитие, ищут профессионалов, которые реально стоят их внимания и денег. Им важна ценность, а не «Алло, я тут к вам на бесплатный созвон, запишите меня, а я еще подумаю, приходить к вам или нет». Такие люди предпочитают уйти не просто с пользой, но и с полезными инструментами и свежими идеями, которые можно реализовать. То есть они готовы платить, чтобы использовать работу с вами в жизни.

В-четвертых, сколько вы потратили денег, времени, сил и энергии на обучение? Я, например, за обучение коучингу заплатила 2 000 000 руб. И это только финансовые траты, а время, а силы, а энергия? Психологи так вообще получают высшее образование, и там уже не два года, как у меня, ушло на обучение, а минимум пять лет затраченного времени. Как после этого всего вы аргументируете своему мозгу, что нужно работать бесплатно? Он же вам ответит на это жестким выгоранием и будет прав.

Соблюдение ценовой политики – это не просто жест доброй воли, а настоящая стратегия по спасению вашей самооценки. Если вы не работаете бесплатно, вы не только подчеркиваете значение своего опыта, но и подтверждаете, что ваш труд – это не просто набор никому не нужных знаний, а действительно работающий метод, который дает результат вашим клиентам.

Так что, мои дорогие помогающие практики, ваша работа действительно стоит денег. Рассматривайте свои услуги не как простое увлечение, а как ценный вклад в то, чтобы менять жизни к лучшему. И тогда работать бесплатно вы не захотите, потому что работать не за деньги вредно для здоровья, это я вам как коуч говорю.

33
5 комментариев

Да. Есть две крайности - "только брать" и "только давать". Обе создают дисбаланс. Если вы только отдаете свои силы, время и энергию, не получая ничего взамен - это вас опутошает.

1
Ответить

Важно понимать, что выполняя любую работу, вы тратите свой главный ресурс — время. И чтобы его восполнить, ваша работа должна принести пользу. Если вы работаете забесплатно, то какую ценность вы придаете своему времени?

1
Ответить

Почему даже новичкам нельзя работать бесплатно? - никому не стоит работать бесплатно, а иначе это может превратиться в нехорошую привычку.

Ответить

Помогающий практик может иметь большой опыт работы, но при этом не иметь ни оформленных кейсов, ни отзывов. Когда он понимает для себя необходимость иметь кейсы и отзывы, то начинают работать ни за деньги, а за них. Так делать я не рекомендую, так как это реально приводит к выгоранию и обесцениванию собственного труда.

Ответить