Как решили проблему небезопасных и неэффективных такси в Малайзии
Основатель Grab Энтони Тан в 2012 году запустил сервис MyTeksi (позже Grab) в Куала-Лумпуре. Его цель состояла в том, что бы решить проблему небезопасных и неэффективных такси в Малайзии. Сооснователь Тан Хуи Линг разработала алгоритм, который соединял пассажиров с проверенными водителями.
Первые инвесторы.
Уникальный рынок: ЮВА с 650 млн жителей имела 90% неорганизованного транспорта. Локализация: Grab адаптировался к местным условиям наличные платежи, поддержка мопедов GrabBike. Анти-Uber: Правительства Таиланда, Филиппин и Индонезии поддерживали Grab как местного игрока.
Первые $10 млн в 2013 году вложили VertexVentures и GobiPartners. Позже к ним присоединились TigerGlobal и SoftBank. Партнёр SoftBank Раджив Мисра сказал: «Мы увидели в Grab не такси-сервис, а будущее мобильности всей Азии».
Как Grab поглотил Uber.
К 2016 году Grab расширился до 8 стран, но главный прорыв случился в 2018-м. Сделка с Uber: В обмен на выход из ЮВА Uber передал Grab свои активы в регионе, получив 27,5% акций. Экспансия в fintech: Запуск GrabPay, страхования и микрокредитов. Партнёрство с Hyundai и Mastercard: Разработка EV-такси и цифровых кошельков. К 2019 году Grab охватил 500+ городов, а его оценка достигла $14 млрд. В раунде 2021 года AltimeterCapital и BlackRock вложили $4.5 млрд, готовя компанию к SPAC-IPO.
IPO через SPAC, взлёт и коррекция.
В декабре 2021 года Grab провёл слияние с SPAC-компанией Altimeter Growth Corp при оценке $40 млрд. Крупнейшее IPO юрлица из ЮВА. Однако после дебюта акции упали на 50% из-за высоких убытков: $1.1 млрд в 2022-м на фоне роста конкуренции. Макроэкономические риски: Инфляция и ужесточение регуляции в Индонезии и Вьетнаме. Снижение спроса на поездки: После пандемии восстановление шло медленнее, чем ожидалось.
Ранние инвесторы уже успели заработать.
SoftBank (3 млрд →8+ млрд на пике). Uber (акции Grab → $2.5 млрд). Vertex Ventures (10 млн → 400+ млн).
Как Grab зарабатывает на «суперапе».
Комиссии за поездки и доставку: 20% с каждого заказа в GrabFood и GrabCar. Fintech-услуги: Комиссии за переводы, кредиты и страховые продукты (30% выручки в 2023-м). Реклама и подписки: Партнёрства с брендами в приложении и премиум-сервис GrabUnlimited. К 2023 году выручка Grab выросла до $2.3 млрд, а количество пользователей достигло 35 млн.
Риски, которые инвесторы преодолели.
Конкуренция с Gojek: Индонезийский стартап бросил вызов Grab, но проиграл после слияния с местным гигантом Tokopedia, образовав GoTo.Регуляторные барьеры: Банк Индонезии ограничил GrabPay, вынудив компанию партнёриться с местными банками. Пандемия: Падение спроса на поездки компенсировал рост доставки еды (GrabFood вырос на 300% в 2020-м).
Уроки для венчурных инвесторов.
Ставка на региональных чемпионов. Grab показал: в ЮВА можно построить гиганта, игнорируя глобальных конкурентов. Экосистема как защита. Диверсификация в финтех и доставку снизила зависимость от одной вертикали. Терпение к монетизации. Потребовалось 10 лет, чтобы Grab вышел на путь к прибыльности.
Grab это история о том, как венчурные инвесторы разглядели в хаосе развивающегося рынка основу для цифровой революции. Их успех доказал, что даже в условиях волатильности и политических рисков можно создать компанию, которая станет «кровеносной системой» для экономики целого региона. Сегодня Grab это не просто приложение, а символ того, как технологии меняют жизнь 650 миллионов человек.
«Юго-Восточная Азия это не один рынок, а десятки разных. Мы построили Grab, чтобы объединить их» © Энтони Тан, CEO Grab.