Как определить рыночную стоимость бизнеса

Как правило, оценка бизнеса, про которую подробней можно посмотреть тут, основывается на прибыли, его активах или проходит путем сравнения с конкурирующими компаниями и анализе рынка. Большинство владельцев бизнеса готовы рассмотреть вопрос о продаже компании в определенный момент деловой жизни: уход в отставку, открытие нового бизнеса или просто желание получить крупную сумму денег. В любом из этих случаев, владелец должен определить "справедливую рыночную стоимость" бизнеса. Некоторые менеджеры закладывают методы оценки бизнеса еще на этапе написания бизнес-плана. Так с чего начать оценку бизнеса?

Налоговые декларации за предыдущие три года (возможно, 5 лет)

Определить среднюю прибыль, которую бизнес приносит каждый год, изучив предыдущие налоговые декларации. Установите размер прибыли до уплаты налогов, а затем вычислить среднюю цифру, чтобы рассчитать среднюю прибыль в год до налогообложения компании. Добавьте стоимость материальных активов компании до вычета налогов к оценке прибыли. Эта цифра будет включать любую недвижимость или здания, которыми владеет компания, а также специализированные инструменты, оборудование, транспортные средства или спецтехника, участвующие в работе бизнеса.

Имейте в виду, что недвижимость часто оценивается по текущей рыночной ставке, поэтому необходимо учитывать износ помещения и состояние оборудования.

Значение работников

На рынке, который зависит от ключевых высококвалифицированных сотрудников, стоимость одного рабочего серьезно увеличивает общую стоимость бизнеса. Внедренная система также повышает стоимость предприятия. Сильная управленческая команда квалифицированных сотрудников может сделать бизнес более ценным при продаже, но помните, что у покупателя всегда существует опасение, что эти люди в любой момент времени могут покинуть команду.

Оценочные коэффициенты

Оценка малых предприятия часто выражается в виде некоторого множества текущих прибылей. Хорошо налаженный бизнес с прочными позициями на рынке и высокими доходами может быть оценен в 8 - 10 сумм текущей прибыли. Налаженный бизнес, который имеет много конкурентов, несколько физических активов и сильную зависимость от своих квалифицированных сотрудников может быть оценен в два-четыре раза больше, чем текущая прибыль. Когда рассматриваются все материальные и нематериальные факторы, окончательная цифра оценки, скорее всего, будет выражена как какой-то заработок, кратный текущей прибыли.

Таким образом, важно рассчитать дополнительную ценность, основанную на нематериальных активах бизнеса: хорошая репутация на местном рынке, наработанная клиентская база или эксклюзивные контракты с крупными компаниями.

Подведем итоги — при оценке бизнеса необходимо учесть: доходы компании, iso 9001, стоимость материальных активов и стоимости нематериальных активов для достижения справедливой рыночной оценки компании. Конечно, любой бизнес может быть продан по более высокой или низкой конечной цене, рыночная оценка является оценкой стоимости, а не общеобязательным расчетом при продаже. Учитывайте эти факторы еще на этапе написания бизнес-плана предприятия.

Начать дискуссию