Женскому бизнесу нужна мужская рука
Косметика — неотъемлемая часть нашей жизни. Согласитесь, сложно сегодня встретить женщину, которая совсем не пользуется косметикой, да и многие мужчины не отказывают себе в удовольствии и пользуются уходовой косметикой.
Еще в Древнем Египте придумали тушь и помаду, люди подводили глаза и выравнивали тон лица специальными белилами. С течением времени менялось общество, мода и, конечно же косметика. Сегодня тренд на натуральность. Не обошел он стороной и косметические бренды.
Меня зовут Анастасия Шанина и в этой статье я познакомлю вас с Анной Верейкиной — создателем бренда натуральной косметики.
С чего все начиналось
Первые натуральные косметические продукты Анна начала создавать около 6 лет назад. Тогда ее клиентами были подруги, знакомые и родные люди. Начиналось все с продукта, который есть в кармане почти у каждой девушки — бальзама для губ. Постепенно пришло понимание, что продуктовую линейку можно и нужно развивать и выходить в мир с этими продуктами.
С 2021 года Анна стартовала с продажами своего продукта на широкую аудиторию, а в 2023 году к ней подключился и супруг. До этого Анна работала более 12 лет косметологом. Сейчас эту деятельность не оставила, но из практикующих перешла в консультирующие косметологи. Эта деятельность очень помогает ей в работе с производством, так как приходит понимание, что именно нужно клиентам, какие есть запросы и т.д.
По словам самой героини этой статьи, производство — это далеко не все. Нужно еще и хорошо разбираться в маркетинге, так как без него не получится ничего, ведь маркетинг — это не только реклама, но и ценообразование, бизнес-процессы, продвижение, аналитика и много чего еще.
У Анны медицинское образование и большой опыт работы практикующим косметологом, поэтому качество и безопасность продукта для нее на первом месте. Когда она решила создавать свою косметику, она делала это поэтапно, системно и структурно. Поэтому ей удалось вырастить свой бизнес без инвестиций.
Это была огромная работа не только в оффлайне, но и онлайн. За 1,5 года Анна посетила более 60-и оффлайн мероприятий: различные ярмарки, встречи, нетворкинги и т.д. А так же была проделана огромная работа онлайн: участие в подкастах, интервью, ведение социальных сетей, своего собственного сайта. Все это принесло свои плоды.
Анна уверена, что огромную ценность в развитии бизнеса представляют люди. При развитии своего бренда она много взаимодействовала со своими знакомыми, подругами и клиентами из косметологии. В продажах важно давать попробовать свой продукт, считает Аня. Конкуренция очень высокая в этом бизнесе и сложно выделиться среди других производителей натуральной косметики. Поэтому важно искать свой собственный подход или какую-то необычную упаковку или что-то еще, что будет выгодно отличать твой продукт от других, которые уже есть на рынке.
Как строится производство
Производство натуральных косметических средств — ответственное занятие. Важно, чтобы качество было на уровне, а еще эти продукты должны быть максимально безопасными.
Все ингредиенты, которые используются в продуктах, имеют свой собственный сертификат качества. Они все максимально натуральные, безопасные, «зеленые». если в косметике необходимо использование консервантов или силиконов, то они тоже максимально натуральные, «зеленые».
благодаря большому опыту работы косметологом, Анна знакома с тем, какие ингредиенты в косметики для чего нужны. Поэтому ей проще определиться с составом того или иного продукта. Героиня этой статьи прошла обучение на косметолога и у нее на руках были уже готовые рецепты продуктов, контакты поставщиков, большой практический опыт.
Закупаются ингредиенты на сегодняшний день уже оптом, так как запросов на производство много. Оптом дешевле и проще — это еще один повод покупать именно в таком формате. Часто поставки идут из Китая. Особенно, это касается упаковки, так как в России, к сожалению, проблематично заказать качественную, обрабатываемую упаковку из натурального картона, стекла и т.п. материалов.
Хочется, чтобы упаковка была привлекательной, красивой и на это тоже есть запросы. Конечно же Анна старается удовлетворить запросы клиентов, но прежде всего обращает внимание все же на качество и возможность переработки упаковки.
Какие приемы маркетинга использовала
Анна открыто признается, что свой бренд вырастила буквально за три года, при этом без вложений. Еще она не боится говорить о том, что много работала для того, чтобы добиться того, что имеет сейчас.
Она не боится тестировать новые гипотезы, пробовать новые подходы и обязательно анализирует результаты. Насколько хорошо работает та или иная маркетинговая теория для ее бизнеса. У нее есть даже отдельная статья расходов как раз на проверку таких вот теорий.
Анна признается, что не боится обмениваться со своими коллегами знаниями, теориями и опытом. Даже если кто-то возьмет ее идею и проверит на своем бизнесе, то в этом нет ничего страшного, так как в бизнесе очень важно быстро подстраиваться под меняющиеся запросы и под ситуацию. Иначе будет сложно выделиться среди конкурентов и заработать.
У Анны есть амбассадоры — люди, которые уже пользуются ее косметикой, им это нравится и они рекомендуют ее своим знакомым, друзьям или родным. Это больше похоже на взаимопиар, но это работает. Анна планирует также проверить свою теорию по сотрудничеству с блогерами.
Лайфхаки
Анна очень структурный человек, ей нравится последовательность и систематический подход к любой задаче. Именно поэтому она использует такой подход и в бизнесе. Всем новичкам, которые только-только начинают развивать свой бренд. Не важно, будет ли это косметика, или одежда, или что-то еще. Главное следовать нескольким ключевым правилам системного подхода и тогда точно все получится.
Первый лайфхак — это четкое понимание того, чего ты хочешь, к чему хочешь прийти. Понимание для кого ты это делаешь. Если определить свою целевую аудиторию, то дальше будет намного проще выстраивать свои социальные связи и цепочки к цели, полагает Анна.
Второй важный лайфхак — маркетинг. Им нужно заниматься обязательно! Тут крайне важна четкость. Не нужно ударяться в производство и делать много всего и разного, вести сразу несколько каналов, растрачивая свою энергию, буквально раскидываясь ей. К сожалению, многие новички, особенно, творческие люди, грешат этим. Начинают браться буквально за все и сразу, а в итоге приходят к выгоранию и усталости. Клиентов нет, заказов нет и делать ничего уже не хочется.
Анна считает, что нужно постепенно добавлять новые каналы продвижения. Отработать сначала один канал продаж, наладить его, начать получать прибыль. Только после этого подключать следующий и так далее. Если же хочется всего и сразу, то лучше нанять штат, но тут без инвестиций уже не обойтись.
Третий ключевой лайфхак бизнеса, по мнению героини этой статьи, заключается в разделении обязанностей. Сейчас Анна ведет бизнес совместно с супругом и, конечно же, первое время были небольшие конфликты, постоянные проверки и перепроверки друг за другом, что отнимало много времени и сил. Поэтому Анна четко распределила роли, оставив мужу часть производства, упаковку и логистику, тесно связанную с маркетплейсами. По ее словам, он отвечает за все более стабильное и постоянное.
Сама Анна отвечает за личные связи и производство. Именно она чаще посещает какие-то нетворкинги, ярмарки и маркеты, выстраивает социальные связи с амбассадорами и проверяет маркетинговые гипотезы. Это позволило супругам работать более эффективно и зарабатывать больше.
По-поводу нетворкингов у Анны тоже есть свой личный лайфхак. Она ходит на многие мероприятия и в родном городе и в соседних, приезжает в Москву, но часто сталкивается с тем, что «душа не лежит» посещать какие-то нетворкинги.
Поэтому она решила, что раз нет того, что ей нравилось бы, нужно создать это самой. Собрала единомышленников и теперь планирует регулярные встречи в удобном формате. Также у нее есть запросы на мастер-классы. Вероятно в какой-то момент будут и они, но пока Анна решила, что не готова проводить такие мероприятия.
Факапы
На первый взгляд может показаться, что у Анны бизнес в легкости. Всё просто: клиентов много, продажи идут, бизнес растет и развивается и никаких проблем. На самом деле все не так безоблачно и трудности тоже были и есть.
Самая большая трудность — отсутствие достаточного количества времени на производство. На сегодняшний момент Анна самостоятельно участвует в приготовлении всех средств и это оказывается не так быстро. Героиня статьи признается, что, иногда, клиенту приходится ждать неделю или чуть больше, чтобы получить свой заказ.
В планах — найм помощника и технолога, но пока все это только планы. Анна признается, что ей непросто начать обучать кого-то нового, объяснять все особенности.
Нехватка времени сказывается и на качестве ведения сайта, социальных сетей. нет времени, чтобы оформить каталог продукции, что тоже приводит к упущенной выгоде.
Еще одной трудностью оказалась юридическая сторона вопроса. Изначально Анна не ожидала, что лимита самозанятого не хватит ей на год. Но бизнес быстро пошел в гору и так получилось, что в какой-то момент пришлось перерегистрировать документы, переходить в статус ИП, а это тоже отняло немало сил и времени. Финансовые расходы тут тоже были немалыми.
Анна сталкивалась в своей работе и с синдромом самозванца. Например, когда разработала линейку уходовых средств. Впоследствии была приятно удивлена, что ее масло для кутикулы оказалось намного более действенным, чем профессиональная косметика.
В заключение Анна поделилась своей формулой успеха. Она проста: опыт + постановка гипотез + знание алгоритмов.
Полное интервью с нашей героиней предлагаю вам посмотреть в этом видео.
Было интересно? Ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации.
В комментариях задавайте вопросы или поделитесь своим опытом.