Маркетинг без психологии, как птица без крыльев!
Всем привет! Меня зовут Анастасия Шанина и здесь, на моем канале я знакомлю вас с удивительными женщинами, которые впечатлили меня, вдохновили своей историей.
Героиня этой статьи — Эльвира Сагидуллина — коуч ICF с бизнес опытом более 15 лет, ментор для предпринимателей.
Путь к коучингу
Эльвира не сразу решила стать коучем. На это ее натолкнула потеря близкого человека — мамы. Именно тогда она начала искать информацию о том, как справляться с подобными трагедиями в жизни, как правильно и экологично их проживать.
Занятие психологией поменяло взгляд Эльвиры не только на отдельные вещи, но и на всю жизнь в целом. Все это совпало еще с периодом профессионального кризиса, и переосмысления своей карьеры и своего будущего в той сфере, где она работала на тот момент.
Психологией Эльвира занималась давно, еще до трагичных событией в своей жизни. Ее профессия была связана с банковской сферой, ей это очень нравилось и не хотелось бросать свою работу до какого-то момента, пока банковская сфера не претерпела кардинальных перемен и не началась «эпоха отзыва лицензий».
Работая в банке, Эльвира занималась маркетинговыми задачами, но очень быстро к ней тогда пришло понимание того, что маркетинг без психологии — это как птица без крыльев. Поэтому она начала параллельно изучать психологию и какие-то практики применять в своей работе.
Однако, когда начались реформы в банковской сфере, она решила, что пора что-то менять в своей жизни и в профессиональном плане тоже. Ранее, еще работая в банке, она организовывала различные праздники, мероприятия в честь открытия новых офисов банка, благодаря чему получила очень хорошую насмотренность и чувство стиля. В итоге, завершив карьеру в банковской сфере, Эльвира стала владельцем премиального дизайн-бюро.
У героини статьи от природы очень хороший вкус и она «буквально кожей чувствует красоту», любит путешествовать и обожает природу, поэтому работа дизайнером была для нее тоже очень интересной, любимой. Параллельно с этим она продолжала заниматься психологией и изучать коучинг. В 2024 году она вышла и из этого бизнеса, так как решила полностью посвятить себя коучингу и работе с предпринимателями.
Кто приходит к коучу?
Эльвира уже давно практикует и большая часть ее клиентов — это предприниматели, которые хотят масштабироваться, но не могут это сделать по какой-либо причине. Кроме предпринимателей к коучу все чаще стали обращаться свободные эксперты. Это люди, у которых нет своей организации или ИП, но они ведут консультации или мастер-классы, растут и развиваются в своей нише.
Как правило, чаще всего к коучу приходят, чтобы увидеть возможности для роста и масштабирования бизнеса или собственной экспертизы. По мнению Эльвиры, все ограничения у нас в голове и как только мы принимаем тот факт, что все возможно и позволяем себе расти, происходит тот самый скачок в доходах и масштабирование.
В чем заключается работа коуча
На самом деле коуч, как и психолог, не дает готовых решений и конкретных ответов на вопрос о том, как вырасти в доходах или как масштабироваться. Работа тут более тонкая и ответственная и в каждом случае решение будет индивидуальным.
Во всех случаях отправной точкой для работы с коучем становится система убеждений данного, конкретного человека. Во что он верит, что считает возможным и невозможным. И тут, часто, приходится погружаться в детство, потому что именно там скрываются ответы на очень многие вопросы.
Следующий момент в работе с коучем — понимание своих истинных потребностей. Как правило, люди знают, чего они хотят, например, вырасти в доходах в 2 раза, масштабироваться, увеличить продажи, но при этом могут не знать, для чего им это нужно. Коуч помогает найти ответ на этот вопрос. Кто-то хочет славы, кому-то нужна медийность, кому-то хочется создать большой проект и т.д.
Почти никогда потребности не совпадают — у каждого клиента, они свои. Потому что состояние изобилия — это не только счета, доходы, но и образ жизни и тут все очень индивидуально.
В работе коуча очень важно не быть директивной, так как коуч — не психолог и не врач, чтобы брать на себя задачу «постановки диагноза». Важно, чтобы клиент сам пришел к пониманию того, что именно ему нужно, что для него является той самой, истинной потребностью.
Благодаря большому практическому опыту и насмотренности, Эльвира буквально за одну сессию может понять, что именно хочет клиент, какова его истинная потребность и мотивация. При этом она дает клиенту время самостоятельно это понять и осознать, ведь в противном случае человек не научится выявлять потребности и будет постоянно нуждаться в каком-то «костыле», что для предпринимателя нежелательно.
Порой истинные причины настолько шокирующие для клиента, что озвучивать их неэкологично и Эльвира аккуратно подводит человека к тому, чтобы он самостоятельно это понял и осознал.
Коучинговые вопросы
Это вопросы, которые задаются в процессе сессии с коучем. Они не требуют быстрого ответа, скорее наоборот. Чтобы ответить на коучинговый вопрос обязательно нужно время подумать, прочувствовать и покопать глубже.
Когда клиент сразу отвечает на такой вопрос, то это включение защитной позиции. Мозг не хочет ничего менять и поэтому сразу находит ответ в существующей парадигме. Это неправильно. Задача коуча в такой ситуации — навести клиента на мысль, что ответ лежит глубже, что нужно покопаться, подумать, чтобы его отыскать.
Самое банальное в этой ситуации — чтобы что-то поменять, нужно что-то поменять. По-другому просто не бывает и не работает. Наш мозг привыкает к одной ситуации, к так называемой «зоне комфорта» и не хочет чтобы мы куда-то из этой колеи выходили, что-то переделывали и как-то перестраивались. Тут может присутствовать и страх и сомнение.
Организм не понимает, что для того, чтобы достичь чего-то, нужно что-то делать по-другому. Вроде все устраивает и хорошо. С другой стороны, если человека все устраивает на все 100%, то он и не пойдет к коучу, чтобы что-то поменять. А если пришел, значит не все устраивает и нужно что-то с этим делать.
«Чтобы прийти к своей цели, нужно очень хорошо ее осознать!» – говорит Эльвира. Очень часто люди ставят себе какие-то цели, которые не являются их истинными. Мы живем в социуме и очень часто наши цели — это что-то навязанное извне: родителями, учителями, кумирами.
Например, человек ставит себе цель купить три квартиры и получать с них пассивный доход, потому что так сделала «дочка маминой подруги», у нее получилось и вот я тоже так хочу. Но при более конкретной проработке, оказывается, что истинная цель этого человека в другом, у него талант и ему нужно идти музыкой заниматься. И он начинает развиваться, идти к своему истинному запросу, становится музыкантом и уже альбомы записывает через год.
Почему же люди идут через не свои цели:? Потому что это более простой путь, где все уже понятно. Начинать что-то новое, чаще всего страшно, потому что это ответственность, которую нужно брать на себя, а человек просто не готов к этому или не хочет этого по каким-то другим причинам. Особенно, это страшно, когда уже возраст не юный, устоявшаяся карьера и положение в обществе.
Тут, конечно же, только разбираться со своими истинными потребностями. Важно помнить, что за каждым нашим желанием, стоит какая-то потребность и не бывает так, чтобы желание было «с потолка взято», беспричинное.
Самостоятельно разобраться со своими потребностями сложно, так как со стороны виднее. Иногда для человека что-то является естественным и незаметным, а коуч может это подсветить, подать идею. Конечно же с коучем или иным помогающим специалистом разобраться в себе и своих потребностях намного проще и быстрее.
Вместо заключения
Если вы — предприниматель, который задумывается о масштабировании, но пока не понимает как это сделать и зачем оно ему надо и надо ли вообще, то вам лучше всего обратиться к профессиональному коучу.
Помните, что все, что у нас сейчас есть — это наши цели, поставленные некоторое время назад! Если сейчас вы в ситуации, когда не знаете, а что дальше, а как, то вам просто нужно немного открутить время назад и посмотреть, что там было.
Многие люди и многие предприниматели сейчас находятся в условно детской позиции. Они могут много заработать и очень быстро все это потратить. Почему? Потому что их психологическое состояние — подросток лет 15-и. А в этом возрасте очень важно самоутвердиться.
И именно это и происходит с предпринимателями и экспертами — они буквально самоутверждаются за счет больших трат, буквально «крича» миру о том, что они взрослые, что они заработали и потратили, что могут купить дорогую машину, платье, позволить себе дорогостоящий отпуск и т.д.
Некоторые застревают в еще более молодом эмоциональном возрасте. У них позиция, что им все должны, мир несправедлив и «достаточно топнуть ножкой» и все поменяется, а когда не меняется, то приходит депрессия. Естественно такая позиция, как и предыдущая никаких положительных результатов не дают. И не дадут никогда, потому как это позиции незрелого и не взрослого человека.
Узнали себя? Осознание этого — уже половина успеха! Дальше — работа над собой. Да, сложная. Да, долгая. Тут многое зависит от желания человека меняться, но легко и просто не бывает. Но когда эта работа проделана и человек взрослеет, приходят результаты.
Взрослого и эмоционально зрелого человека отличает то, что он берет на себя ответственность и способен ее выдержать. Выдержать достаточно долгий путь неуспеха, анализировать, извлекать уроки, бороться со стрессом и стойко переносить это. Он никому ничего не будет доказывать, он не будет достигатором, а создаст максимальный комфорт и стабильность для себя.
Полное интервью с нашей героиней предлагаю вам посмотреть в этом видео.
Было интересно? Ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации.
В комментариях задавайте вопросы или поделитесь своим опытом.