Словить МакКонахи меняя организацию или почему хороший руководитель всегда учится

Словить МакКонахи меняя организацию или почему хороший руководитель всегда учится

Словил тут на днях Макконахи, как говорится. Апатия, депрессия, ощущение бессмысленности всего и вся, желание бросить всё и махнуть куда-то... Причина - выгорание.

На самом деле для Enterprise Agile коуча — это уже профессиональная болезнь. Настигает минимум раз в году. Вот у меня в этот раз выпало на праздники.

Терапевтическая программа тоже понятна - пару дней виски/винишко, сериальчики и постелька. Потом наоборот пробежечки и велосипед с сыном в парке, и понемногу краски стали возвращаться.

Но мозг, уже давно натренированный переводить самокопание в стратегический анализ ситуации, занялся этим и в этот раз.

Причину выгорания анализировать долго нужды нет, тут всё понятно, как в том меме про Agile коуча, когда он в виде принцессы подходит к ентерпрайзу в виде жабы, целует его и... сам превращается в жабу. Сказка наоборот, а точнее притча, что борьба против системы в одиночку неминуемо приводит к стрессу и выгоранию.

Пытаясь изменить что-то в организации, ты неминуемо сталкиваешься с сопротивлением на всех уровнях. И вроде у всех свои причины, чтобы ничего не менять, но поразмыслив, я пришёл к выводу, что все эти причины можно привести к одному знаменателю: нежеланию учиться.

Это, по сути, красная черта, отделяющая продвинутых и эффективных руководителей, от руководителей и сотрудников, чей монолит создаёт преобладающую у нас в организациях красную культуру. Подытожил тут, как это проявляется на каждом и уровней:

- на уровне собственника бизнеса: зачастую в собственники люди уходят из нежелания подчиняться кому-то. Но когда у тебя нет руководителя, часто это значит, что у тебя нет и ментора. Собственник «бронзовеет» и начинает воспринимать себя как сверхкомпетентного эксперта, каждое решение которого является истиной в последней инстанции. Все плохие результаты и неудачи атрибутируются кому-нибудь ещё – зачастую сотрудникам. Отсюда этот известный трансформаторам мем: «Поменяйте моих сотрудников, а у меня всё нормально».

Именно поэтому, когда какой-нибудь сторонний эксперт приходит к нему с результатами диагностики, которые напрямую указывают на его ошибки и плохие решения как собственника, он получает мощный удар кортизола от своего Эго. Если собственник живёт в парадигме открытости к новым знаниям и готов учиться – он сможет трансформировать этот кортизол в мотивацию к изменению, трансформируется сам и выйдет на новый уровень как личность и как собственник бизнеса. Если личной культуры постоянного обучения нет, он вернёт весь этот кортизол в сторону того, кто принёс ему плохую весть о том, что он несовершёнен.

- На уровне мидлов/линейных менеджеров/тимлидов: если есть культура непрерывного обучения то, трансформация воспримется им как благо – «ура, меня избавят от нагрузки микроменджемента и необходимости влезать в каждую операционную проблему! Смогу заняться крутыми проектами и инициативами, для реализации которых мен придётся учится, а значит становиться лучше как профессионал!»

Если культуры обучения нет, то будет шок и токсичность: «Боже, я же только и умею, что микроменеджить и доминировать над джунами! Если у меня это отберут, я не знаю, что я буду делать! Я стану не нужен!» и включается максимальное сопротивление изменениям.

- на уровне сотрудников: если человек ответственный профессионал и привык постоянно учиться чему-то новому, то изменения и улучшения для него часть его жизни: «Уау, круто! Наконец-то появится прозрачность и станет видно, кто у нас реально работает, а кто только зарплату получает! К тому же у меня тут у самого куча идей как улучшить процесс накопилась, да только никому не надо было раньше. Давайте свои изменения сюда – я только за!»

Если у сотрудника нет культуры обучения, то любо изменение для него – травма: «А теперь придется что-то новое учить! А вдруг я не справлюсь? А вдруг все увидят, что я не очень-то и шарю? И что – теперь работать придётся больше? Нее, я против… лучше я все эти изменения буду саботировать и весь проект этот пустим под откос…что-что, а это я умею».

Многие руководители или HR задаются этим вопросом: «А стоит ли оплачивать тренинги сотрудникам? А какую это ценность принесёт? А будут ли они применять новые знания в работе».

Так вот ответ простой – стоит хотя бы для того, чтобы развивать культуру непрерывного обучения в организации. А уже она вам даст непрямой, но очень мощный кумулятивный эффект при любом внедрении чего-то нового в вашей компании.

Прим. "Словить МакКонахи" - (сленг) внезапно приуныть, впасть в ницшеанские настроения)

11
Начать дискуссию