Issue Trees и The Toothbrush Test: как создавать уникальные и релевантные идеи

Простая механика, зная которую раньше, я бы сэкономил много тысяч долларов и минут

Для каждого креатива нужен индивидуальный подход. Разбираемся как этого добиться

Истоки

Зачастую, при создании стратегий, решении кейсов, поиске ответов на комплексные вопросы, и даже при создании контент-планов, возникает необходимость учитывать много-вложенные понятия. К примеру:

  • Определение скриптов для службы поддержки или чат-ботов;
  • Выбор сегмента клиентов и инкрементальный анализ выручки
  • Расчеты емкости рынка

Для этого используется древовидная структура, также известная как: Деревья Решений, Issue Trees, Деревья проблем. Она позволяет декомпозировать основной элемент до его составляющих, чтобы отслеживать и изменять показатели на каждом этапе.

Влияние на статус заказа Программы лояльности и Отзывов на продукт
Влияние на статус заказа Программы лояльности и Отзывов на продукт

Ранее в своем телеграм-канале мы разбирали модель машинного обучения, построенную на той же методологии. Сегодня же остановимся на логических деревьях, которые работают «на бумаге», даже с малым набором данных.

Логическая упорядоченность MECE

Также логика "Деревьев" вписывается в структуру (MECE) «mutually exclusive and collectively exhaustive», созданную консультантом Барбарой Минто из McKinsey. «Взаимно исключающие, совместно исчерпывающие» — переводя на русский язык, каждый элемент разбивается на подкатегории, которые должны быть всеобъемлющими и взаимоисключающими.

Принцип MECE на примере декомпозиции выручки компании
Принцип MECE на примере декомпозиции выручки компании

Что такое Toothbrush Test

статья является консолидированным переводом:

Теперь давайте посмотрим, как можно прокачать деревья, для нахождения уникальных элементов.

Двухэтапное Дерево Решений и оценка релевантности элементов
Двухэтапное Дерево Решений и оценка релевантности элементов

В данном примере мы видим, как различные составляющие выхода на новый рынок для авиаремонтной компании, имеют различную релевантность. В зависимости от специфики рынка, мы можем наблюдать различные тонкости, на которые необходимо полагаться при принятии решений.

Рассмотрим два первых элемента:

  • Каков обьем рынка и темпы роста
  • Какие доли у сегментов внутри рынка

На первый взгляд может показаться незначительной вариация постановки вопроса. Однако, если зачастую можно обойтись без подробностей, то иногда необходимо уточнять.

Лучшее — враг хорошего, но в обратном смысле.

В нашем примере мы видим специфическую отрасль авиационного обслуживания. В отличие от массового сегмента, здесь жизненно-важно учитывать все на первый взгляд малозначимые детали. Наша выручка формируется от типа услуг, которые мы готовы оказывать, и если мы занимаемся исключительно мойкой салонов, а большую долю рынка формирует монтаж колес, мы будем сильно удивлены, не получив прироста заказов, но поверив в высокие темпы роста рынка.

Как сделать Toothbrush Test

Если мы решаем кейс, как на картинке выше, для начала необходимо выписать все идеи, структурировав по дереву решений. После этого задаемся вопросом: "Какие из решений могут применяться в продаже зубных щеток?". И те из ответов, которые прошли тест, вычеркиваются, или относятся на второй план. А оставшиеся — наши уникальные ответы. При желании можно посчитать коэффициент: Количество релевантных решений / Общее количество.

Заключение

Пример расчета емкости рынка
Пример расчета емкости рынка

На первый взгляд кажется, что многое из этого сложно, и частой надобности в этом нет. Однако, пересказывая старую поговорку:

"Семь раз стратег, один стартап"

Гораздо эффективнее руководствоваться логическими структурами и в повседневной жизни, и во время принятия как бизнес,так и бытовых решений. Описанные механики не являются исключительными, это скорее обертка к 4 Законам Логики:

  • Закон тождества: идея должна быть равна самой себе, не иметь более одного значения.

  • Закон противоречия: если две мысли одновременно утверждают и отрицают один объект, то они не могут одновременно быть истинными.

  • Закон исключённого третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными.

  • Закон достаточного основания: любая идея для того, чтобы иметь силу, должна быть доказана аргументами, достаточными для основания исходной мысли, то есть она должна вытекать из них.

Начать дискуссию