Как мы сделали самую дорогую сделку на рынке российского консалтинга стоимостью 50 млн.рублей
Привет, меня зовут Артем Дюкарев, я предприниматель, основатель консалтинговой компании Adform и собственник колл-центра по продажам высокочековых продуктов. Основной профиль моей работы — масштабирование филиально-франчайзинговых сетей и компаний из сегмента онлайн-образования.
Идея этой статьи появилась сразу после того, как в начале января наша компания подписала сделку на 50 миллионов рублей, по сути, создав прецедент на рынке российского консалтинга.
Нашим партнером по сделке выступила компания по банкротству физических лиц, что в целом — явление довольно редкое: обычно компании такого специфичного профиля крайне редко покупают консалтинг.
К особенностям сделки также можно отнести тот факт, что ни я, ни мой стратегический партнер не являемся медийным персонами. Поэтому наверняка многие читатели впервые познакомятся с нами в этой статье.
Еще одна из особенностей — возраст наших компаний. Они существуют на рынке менее трех лет и находятся в самом начале своего развития. Отдельно можно выделить и наш возраст как собственников — мне 24, моему партнеру — 31. В общем, эта сделка — абсолютно реальный и уникальный опыт для нас, и в этой статье я расскажу:
- Что получает собственник бизнеса за 50 миллионов рублей?
- Как заключаются сделки такого масштаба?
- Почему такие сделки довольно редко заключаются на российском рынке?
ПАРТНЁР
В августе 2020 года за услугой консалтинга ко мне обратился предприниматель Александр Докукин.
Александр Докукин — генеральный директор ООО «Центр помощи кредитным должникам», выручка компании за последний квартал 2020 года составила 29,9 млн.рублей. Основной профиль — банкротство физических лиц. За два года существования компания открыла филиалы в 15 городах и привлекла инвестиций на общую сумму более 20 миллионов рублей. При этом объем выплаченных дивидендов за это же время составил более 15 миллионов рублей.
Цель Александра и его компании — в кратчайшие сроки стать лидером рынка в растущем сегменте «банкротств физических лиц». Только в 2021 году компания планирует открыть более 29 новых филиалов.
Понятно, что для достижения этой цели необходимы ресурсы: сильные люди, финансы и выстроенная система в бизнесе, но самое важное — это фокус собственника на развитии компании. К моменту нашей встречи Александр работал 6 дней в неделю по 9 часов, выполняя только текущие операционные задачи и управляя персоналом. Времени на развитие компании не оставалось.
Поэтому первая задача, которую мы поставили перед собой — сформировать сильную команду и делегировать ей операционную деятельность компании, освободив таким образом собственника для решения стратегических задач.
Мы начали сотрудничество в августе 2020 года в формате консалтинга по стратегии и управлению, и за несколько месяцев оптимизировали занятость собственника: сегодня Александр работает 2 дня в неделю по 6 часов, не занимаясь операционным управлением — этот процесс полностью делегирован команде.
За 3 месяца мы:
— нашли в компании сильного сотрудника и передали ему полномочия исполнительного директора;
— наняли сильного руководителя для отдела маркетинга;
— сократили необязательные расходы
В декабре Александр стал клиентом «Советника» — нашего основного продукта по консалтингу, в котором мы помогаем строить и масштабировать бизнес наших клиентов. Мы начали смотреть на перспективу: какие задачи в компании стратегически важно решить?
Ключевые точки приложения усилий мы увидели в работе с:
1) наращиванием доли рынка;
2) ростом оценочной стоимости (капитализацией) компании.
Для решения этих задач компания Adform предложила «Центру помощи кредитным должникам» заключить сделку.
СУТЬ СДЕЛКИ
Компания Adform заключает договор консультационно-образовательных услуг с компанией ООО «Центр помощи кредитным должникам» стоимостью 50 миллионов рублей с правом конвертации в долю для решения следующих задач:
- Масштабирование компании
- Трансформация из обычного бизнеса в инвестиционно-привлекательный
- Поиск и привлечение стратегического инвестора
ЧТО ПОЛУЧАЮТ ПАРТНЕРЫ СДЕЛКИ?
Основная цель сделки — масштабирование филиалов, рост чистой прибыли и оценочной стоимости компании.
Решая задачу масштабирования компании, мы понимаем, что для открытия 29 филиалов в 2021 году необходимо привлечь инвестиции в объеме 29 млн.рублей.
Почему появились именно такие цели?
Во-первых, банкротства физических лиц — это сегмент, который стремительно растет. В 2020 году году количество банкротств физических лиц, включая ИП, которые были признаны банкротами составило 119 049, что на 72,6% больше, чем в 2019 году. К слову, за весь период существования процедуры потребительского банкротства, с октября 2015 года, до конца 2020 года несостоятельными стали 282,3 тыс. граждан РФ. Т.е. в 2020 году прошло более 42% от всего количества банкротств, которые произошли с того момента, как закон был принят. (Источник: «Федресурс».)
Во-вторых, «Центр помощи кредитным должникам» уже имеет сильные компетенции в создании привлекательного предложения для инвесторов и привлечении инвестиций. Это особенно важно в свете предстоящего масштабирования компании. Благодаря этому «Центр помощи кредитным должникам» и сегодня успешно находит желающих заработать на развитии бизнеса: инвесторы заключают с компанией договоры целевого займа на открытие новых филиалов под 16-21% годовых в зависимости от срока инвестиций.
За полтора года инвесторы компании в совокупности заработали 15 миллионов рублей, но теперь перед командой стоит еще одна задача — новый раунд привлечения инвестиций. Для открытия 29 филиалов в 2021 году компании необходимо порядка 29 миллионов рублей. Это предложение уже доступно для частных инвесторов.
В-третьих, в компании Александра Докукина собрана сильная команда управленцев, которая имеет большой опыт в развитии филиальных сетей и способна обеспечивать:
- Операционную рентабельность текущих филиалов.
- Запуск новых филиалов и вывод их на плановую рентабельность.
Задача нашей сделки — сделать из «Центра помощи кредитным должникам» настолько привлекательный бизнес, чтобы он представлял интерес как для широкого круга частных инвесторов, так и для инвесторов-китов, готовых приобрести как ценный актив — часть компании или компанию целиком.
Для компании Adform такая сделка — возможность сделать кейс: помочь в масштабировании бизнеса и вырастить его до показателей выручки в 1 млрд. рублей в год, создать из компании инвестиционно-привлекательный бизнес, который будет интересен крупным игрокам рынка — стратегическим инвесторам и фондам. А также — показать, что крупные сделки можно совершать вне зависимости от возраста (как компании, так и собственников) и стадии развития компании.
Наверняка, вы зададитесь вопросом: А как появилась сумма сделки в 50 млн. рублей?
Все просто: Это 10% от нынешней оценочной стоимости компании. Мы считали её исходя из дебиторской задолженности и линейного прогноза по выручке на 2021 год.
Наша задача — увеличить выручку минимум до 1 млрд. рублей в год в течение ближайших двух лет. Только в этом случае собственнику будет интересно рассматривать вариант с привлечением стратегического инвестора или продажей бизнеса целиком.
ПОЧЕМУ ТАКИЕ СДЕЛКИ ДО СИХ ПОР ЯВЛЯЮТСЯ РЕДКИМИ?
В России не принято строить бизнес-модели, которые отчуждаемы от собственника. Из которых можно совершить exit, успешно продав свою компанию.
Как правило, собственник в России — это в поле пахарь: только он знает, как всё устроено. Большая редкость, когда есть оцифрованные процессы, финансовый менеджмент, стратегия масштабирования и понимание, за счет чего компания капитализируется. В большинстве случаев, как только собственник выходит из бизнеса — бизнес рушится.
Важно понимать, что компания — это не только дивиденды.
Компания — это актив, который стоит определенных денег. И на этот актив всегда можно найти покупателя.
Именно поэтому мы строим капитализируемые и отчуждаемые от собственников бизнес-модели. Для этого уже на этапе формирования важно иметь стратегию продажи бизнеса:
— Кому ваша компания и бизнес-модель может быть интересна?
— Какая ваша цель в компании?
— Реально ли сделать бизнес отчуждаемым от вас?
Мы хотим показать, что в России можно строить и масштабировать бизнес, не завязанный на собственнике, а также выходить из компаний и продавать их по высокой оценке.
Именно поэтому наши задачи в рамках сделки с «Центром помощи кредитным должникам» — это участие в:
— масштабировании компании;
— росте её оценочной стоимости;
— привлечении стратегического инвестора или в продаже компании полностью.
В этой статье мы коротко описали суть и немного деталей нашей сделки. А что бы вам было интересно узнать о нашей сделке еще? О чём стоит рассказать подробнее?
Ссылка на Инстаграмм Александра Докукина:
ссылка на Инстаграмм Артёма Дюкарева: