Александр, по вашей ссылке отличный текст! Когда наша команда смотрела на 2-sided маркетплейсы, тоже изучила последние книги про платформы.
Но в статье мы не сосредотачиваемся на категоризации бизнес-моделей, о них можно много спорить. Мы претендуем на рабочую подсказку для продактов, определяющихся с метриками в своем продукте. Этот обзор про «смотри, мы за тебя уже поинтервьюили команды, у них так принято, возможно, и тебе подойдет».
Для нашей цели нужна была структура, Лера предложила формат из книги Льюиса Лин – 7 типов продуктов и для каждого 4 группы метрик + NSM. Лично мне зашел этот фреймворк, дает отличную опору для ресерча.
Мне приятно, что самый пытливый читатель и комментатор этой статьи – мой оппонент. Чтобы в какой-то будущий момент статья стала вам полезной (например, когда вы будете собирать иерархию метрик совершенно нового и малознакомого вам продукта) хочу предложить вам определенное отношение к ней. Что если принять эти семь бизнес-моделей и пять групп метрик исключительно как систему координат, структуру, внутри которой собраны практики реальных российских продуктов, которыми вы пользуетесь? Повторюсь, это рабочая шпаргалка, не обучающий материал. И в ней заголовки для быстрого соотнесения «ага, у меня магазин смотрю на e-com, о, и мобилку можно глянуть».
Что касается категоризации бизнес-моделей, их было много в русскоязычных и англоязычных источниках, которые мы использовали (вот википедией, увы, пренебрегли). Существенная часть книг и статей приравнивает бизнес-модель к модели монетизации, что тоже допустимо, но не для нашей цели. Конкретно наш фреймворк заимствован из The Product Manager Interview Льюиса Лин.
Рассмотрите вариант отнестись к статье как к прикладной штуке без закапывания в теорию. Но даже если не получится, было интересно подискутировать!