Почему важно составлять ТЗ ?

Заполнение брифа и составление технического задания часто встречает острое сопротивление со стороны заказчика, Губернаторова Виталика, редактор-копирайтер PR-агентства Идеи&Решения объясняет, почему составлять ТЗ — важно.

Почему важно составлять ТЗ ?

1. Как Вы используете ТЗ?

Много пишу в формате b2b. ТЗ для меня – это база текста, набор обязательных элементов, который должен там быть. Искусство райтера заключается в том, чтобы объединить их все так, чтобы было интересно читать, чтобы текст не стал набором перечислений конкурентных преимуществ, указанных в ТЗ.

2. Как оно помогает вам решать спорные вопросы?

Хорошее ТЗ избавляет от спорных вопросов в принципе. Особенно если перед тем, как приступить к написанию текста, связаться с заказчиком и дополнительно уточнить непонятные моменты. Почему-то райтеры-фрилансеры достаточно часто боятся это делать. Отсюда и проблемы: недопонял, трактовал по-своему, а заказчику нужно было другое. Но с b2b-текстами «я художник – я так увидел» не работает, потому что каждый b2b-текст несет только определенную мысль и идею. Даже с формой подачи не всегда можно экспериментировать. Поэтому лучше всего непонятные моменты с заказчиком дорабатывать и доуточнять на этапе непосредственной постановки техзадания. Тогда и спорные вопросы решать не придется.

Но если они все-таки возникают, то ТЗ для райтера – это его окоп, спасательный круг и бункер. Если, конечно, всё написано строго по техзаданию и, образно говоря, прикопаться не к чему. Тогда я беру его, выставляю как щит перед собой, и отбиваюсь им от необоснованных требований. Например, был в техзадании указан один формат текста, а по итогу заказчик хочет другой – передумал, давайте переделывайте бесплатно. В таких случаях не делать лишнюю работу и доказать свою правоту очень помогает ТЗ.

3. Расскажите историю, когда ТЗ помогло решить конфликт с заказчиком.

За достаточно продолжительную практику конфликтов в общепринятом понимании этого слова у меня было минимум. Конкретнее – один. Сдаю текст, написанный строго по ТЗ, и начинается «ну, не-е-е-ет, что это за чушь, всё не так, мы хотели вовсе не это отразить, что вы тут нам понаписали», и тому подобное.

Потому что пока писался текст, они внезапно передумали и сместили акценты. А еще решили, что в тексте не нужен сторонний спикер, которого там изначально не было. И вот тут ты такой: «ТЗ, твой выход!» Звучит эпичная музыка, на свет извлекается полученное ТЗ. Где тут, простите, сторонний спикер, в каком месте? Покажите мне его срочно. Ах, его там не было, но вы подумали, что должен быть? Это замечательно, конечно, спасибо, а предупредить? В итоге конфликт разбился о железобетонную стену ТЗ. Мы с этим заказчиком, что удивительно, и потом работали, и к составлению ТЗ вместе с внесением правок в него он подходил уже более ответственно.

Начать дискуссию