Грех капитализма, или как сохранить планету
Я считаю, что Гретта Туненберг не права. Как и все зеленые, как и WWF — они считают, что нужно меньше засорять планету, ищут решения и ответы. Это правда, но при этом обращаются они не к тем и не с тем посылом. В этой заметке хочу поделиться, что на самом деле является самым большим грехом капитализма, и есть ли у нас шанс не убить планету.
В 1901 году была разработана лампочка, которая работает до сих пор — уже более 100 лет. Она находится в пожарной части в Сан-Франциско. Ее еще называют вечной лампочкой, и она обозначила одну из ключевых проблем капитализма. А что если люди не будут покупать наши продукты в следующий раз — что если им хватит одного продукта, и он будет работать вечно?
А что если люди не будут покупать наши продукты в следующий раз — что если им хватит одного продукта, и он будет работать вечно?
С такой дилеммой столкнулись капиталисты конца XIX — начала XX века. При определенных обстоятельствах уже тогда можно было создавать продукты, которые работали бы десятилетиями. И знаете что? Да, это подрывало модель капитализма. Потому что у покупателя не возникало потребности в покупке нового продукта — он годами мог пользоваться тем, что у него уже есть.
По опыту некоторых, в том числе, американских компаний мы знаем, что подобные продукты все-таки существуют и работают. Например, есть такая кухонная техника KitchenAid: их блендеры знамениты тем, что выпускаются с середины прошлого века и работают десятки лет. Капитализм отреагировал на появление таких качественных продуктов тем, что попробовал сделать их очень дорогими. При этом история про дороговизну не относится к так называемой люксовой тематике. Люкс — это понты, когда ценность содержится не в продукте, а в обладании продуктом.
Вы уже, наверное, понимаете, к чему я веду. Хорошие продукты — очень дорогие, и потребитель пользуется ими годами. Но массовый потребитель хочет сэкономить, и компаниям это на руку: можно создать миллионы дешевых, одноразовых, не самых качественных вещей, за которыми будут возвращаться с понятной периодичностью. То есть, эту цифру реально можно посчитать: например, примерно понять, когда вы придете за новыми футболками, кроссовками, микроволновкой и т.д.
Так что, на мой взгляд, главный грех капитализма заключается в одноразовых продуктах. Капитализм давно понял, что ему нужно постоянно растить выручку, увеличивать продажи, а для этого лучше всего подходят самые дешевые товары. Самые дешевые товары победили: одноразовые бритвенные станки, одноразовые ручки, одноразовые пакеты — все одноразовое.
Отсюда мы плавно перетекаем к тебе загрязнения окружающей среды. Понимаете, да, какой это замкнутый круг? Люди покупают одноразовые вещи и привыкли их выбрасывать, как только попользуются. Мы пьем воду из пластиковой бутылочки и выбрасываем пластик, мы заканчиваем писать одноразовой ручкой и выкидываем ее.
Проблема не в том, что мы много производим, а в том, что мы много выбрасываем.
Нужно по-другому выстраивать потребление, чтобы мы перестали убивать планету, чтобы не устраивать субботники и не очищать каждую неделю парки, пляжи, районы. Нужно менять свои привычки, свое отношение к вещам: не покупать кофту на один раз, переиспользовать, отдавать предпочтение качественному и дорогому — лучше одна хорошая вещь, чем десять так себе.
Но пока, к сожалению, каждый день побеждают одноразовые вещи. Они дешевые, доступные и дают компаниям возможность продать еще раз. В этом самая большая и пока неразрешенная проблема капитализма.
Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.