Циклы мотивации живых людей в средней полосе РФ и почему их надо учитывать руководителям

Каждый руководитель хочет работать с веселыми заряженными, драйвовыми людьми.

Ну или хотя бы с мотивированными и эффективными.

Ну просто потому что без этих двух качеств бизнес вряд ли способен существовать и зарабатывать деньги.

А еще очень хотелось бы, чтобы эти опции были включены не время от времени, а работали постоянно, в течение всего года.

Печаль в том, что люди - это такие существа, которые зависят от своей биологии. А еще в том, что климат в средней полосе РФ имеет сезонность. И вне зависимости от желания или нежелания, люди тоже подвержены "сезонности", из которой складываются циклы мотивации.

Наверное, каждый человек в ЦФО говорил когда-нибудь: "Фу, блин, жара. Работать не хочется". Или "Темнота эта гребаная ноябрьская, хочется только спать, и больше ничего".

И ощущал, что сил и энергии вдруг стало больше просто потому, что солнышко вышло, или что вдруг хочется лечь и лежать лежа примерно всегда из-за того, что в ноябре не рассветает.

Очевидные вещи пишу, правда ж? А вот что менее очевидно, и даже слегка непонятно, так это то, что совсем мало компаний и мало руководителей учитывают естественные циклы мотивации в системе управления командой, и почти никто специально не обрабатывает периоды спада мотивации.

Вроде как, тоже очевидно, что все работаем со взрослыми людьми, и эти взрослые люди обязаны сами находить для себя аргументы работать одинаково хорошо и мотивированно в любое время года.

Но правда в том, что на деле так не происходит.

Иначе не было бы этих мемансов: "А давайте после праздников" и "Ну сейчас у нас все в отпусках".

Да и вообще понятие "мертвый сезон" не тиражировалось бы так активно.

Можно идти двумя путями: игнорировать сезонные спады мотивации и просто усиливать контроль в эти периоды, а можно обработать это через систему стратегических сессий, которые определенным образом распределены по году. Где каждая сессия имеет свою особую смысловую нагрузку.

Мне интересно писать про второй путь.

Как это работает?


Вообще тут простая история: у людей есть запас огня и мотивации. Они какое-то время могут на нем ехать. Потом руководитель должен добавить "от себя" новую порцию, чтобы можно было ехать дальше без провалов в эффективности.

То самое "зарядиться" - это вполне себе осязаемое понятие.

А стратсессия - один из самых простых и незатратных способов подзарядки.

Я не буду здесь писать о механики проведения стратсессий, так как говорю о другом, и не хочу отвлекаться.

Расскажу о календаре стратсессий, и смыслах, которые важно транслировать на каждой из них, чтобы корректно обработать сезонные спады мотивации у команды.

1. Начинать будем не по классике, а с декабря.

Декабрь - это такой месяц, когда все ждут волшебства. И долгие каникулы. А еще многие ощущают завершение года, как уменьшение их личного времени жизни, и фоново горюют по этому поводу.

В декабре хочется есть мандарины и тихонько надеяться на чудо. И это настроение плохо сочетается с необходимостью все же завершить рабочий год.

В декабре стратсессию хорошо ставить в самый конец рабочего года, чтобы помочь дотянуть рабочий настрой до последних дней. Ее стоит совмещать с корпоративом, так как после корпоратива работать уже точно никто не настроен, и все дни от корпоратива до Нового года будут потеряны.

Что важно учесть: анонсировать корпоратив + стратсессию надо в конце ноября. Обязательно говорить, что будем "Волшебно завершать год". Нужно дать надежду, что это будет достаточно легкое по настроению мероприятие, но при этом оно все еще рабочее. Обязательно дать заранее конкретные и внятные задачи для подготовки к стратегии. Это будет раздражать :) И именно легкое раздражение позволит сохранить рабочий настрой в других задачах. Фоново человек будет думать: "Блин, там еще стратсессия эта", держать в голове как временную точку, и это не позволит полностью расслабиться и забить на рабочие задачи.

"Угроза отчитываться" за год мотивирует работать, а надежда на волшебство сохранит хорошее настроение.

2. В декабре только завершаем год. Новые цели формулировать лучше в январе.

Расслабленное предновогоднее настроение помешает поставить цели внятно, четко и тем более не получится без сопротивления расшить их до рабочих задач.

А вот в январе люди уже смиряются с тем, что каникулы кончились, но при этом у них появляется желание "с нового года начать делать все иначе". Этот настрой как раз хорошо использовать для планирования.

Я рекомендую делать это в самый первый день каникул после обеда. Все равно до обеда никто не работает, и все просто обсуждают праздники. Стратегическая сессия на вторую половину дня по созданию модели года - то, что надо, чтобы сразу направить силы и мысли туда, куда надо.

В противном случае люди будут жить ощущением "ах, какие были каникулы" аж до самого февраля, и эффективность работы будет заметно ниже.

3. К середине марта обычно становится грустно. Потому что уже хочется весны, а ее все нет, и еще холодно, и снег. И вообще зима эта бесит.

Здесь очень помогает напомнить, что вообще-то целый квартал от года уже прошел, а метрики...Что там с метриками?

В марте нужна короткая, на половину дня, сессии, где в описании формата есть строгое требование: "В коротком тайминге (5 минут) рассказать о результатах работы в квартале строго по метрикам". Это бодрящая и "строгая" сессия, где нельзя разрешать свободный рассказ типа "Ну, мы очень старались, но...".

Здесь четкая задача: команда должна увидеть, что четверть года прошла, а метрики... Ну вы поняли, да? :) Хорошо, если и метрики будут уже на четверть выполнены. Если нет, то именно в марте холодный душ на тему "шевелитесь, уже пора" будет очень уместен.

Важное дополнение: хорошая идея завершать эту сессию в баре :) Потому что март, слякоть, зима бесит, и еще и метрики эти дурацкие.

А каждой команде необходима поддержка от руководителя. Пусть холодный душ компенсируется теплым человеческим контактом после работы. Задача руководителя тут: поддержать, направить мысли в строну: "Вы классные, я в вас верю. И весна скоро"

4. Весной и в первой половине лета с мотивацией и так все ок.

Там погода способствует, и год движется по накатанной.

Следующая критическая точка: конец августа.Там или после отпуска все лень, или слишком жарко, или уже уныло, и скоро осень. Да еще и до конца года очень далеко, и поэтому кажется, что пока можно вообще не работать, все равно к концу декабря все успеется.В конце августа нужна однодневная стратегическая сессия, где темой станет: "Какие действия нам нужно начать/изменить/добавить прямо сейчас, чтобы к концу года успеть то, что мы планировали в январе". В общем, это такой последний шанс откорректировать и реально успеть все. Команда должна получить понимание, что конец года не так далеко, как кажется из отпуска в августе, и что надо прям брать и делать дела уже вот сегодня. Иначе на завершающей сессии в декабре будет совершенно нечего сказать. Да и премию годовую тоже не дадут. Эту сессию в августе я не люблю совмещать с корпоративом, так как жара, озера и шашлыки не способствуют мыслям о том, что год скоро кончится. Поэтому лучше это разделять, и не смешивать в один день.

Итого мы получаем 4 сессии в году: декабрь, январь, март, август.

Декабрь - завершаем год.

Январь - создаем модель года, ставим цели, пишем планы, расшиваем до ежедневных задач.

Март - сверяем метрики за квартал, слегка пугаем тем, что год вовсю идет.

Август - выдергиваем из плена жары и отпусков, возвращаем в реальность, где до конца года надо все успеть.

И успеваем ::)

8 комментариев

Интересный подход, Кристина. Спасибо за предложенную методику.

1

Рада, что было интересно!

1

Пока читал, в каждом пункте про сезонность вспоминал себя, как будто про меня и писалось. Штуки про стратсессии и то как они реализуются мне понравились, посещал бы с удовольствием) статься - супер!

1

Все люди :) спасибо за поддержку!

Мне кажется, что это связано не только с сезонностью, но и с дисциплинированностью человека. К тому же необходимо стимулировать человека, чтобы у него была мотивация работать. Ну и, соответственно, условия работы. На улице жара - зайди в офис - там кондиционер)

Я с вами согласна :)
А в статье описана как раз одна из тех методологий, которая позволяет дополнительно поддержать мотивацию и дисциплину, и сделать это без борьбы, и без денег. Почти бесплатно, эффективно, и улучшает контакт с командой - сказка ж :)

А как быть с сотрудниками, у которых свои собственные циклы активности? Например, "совы" и "жаворонки". Как учитывать их индивидуальные особенности при планировании стратегических сессий?