Киоски самообслуживания в кафе: сенсорное настоящее

Всем привет! Меня зовут Александр, я работаю разработчиком в одной из сетей кафе. Никаких названий приводить не буду (касательно места работы), пост ни с кем не согласовывался, а суть его в другом.

До работы разработчиком я долгое время трудился в ресторанах и знаком с киосками не понаслышке. Общепит в целом — достаточно сложный бизнес в плане организации: нужно, чтобы совпало множество факторов для его успешности. В настоящее время почти все заведения столкнулись с недостатком сотрудников, точнее, с невозможностью поднимать зарплаты в ногу с рынком.

О чем статья

Если раньше многие собственники рассматривали киоски самообслуживания (КСО) как очень дорогое решение для крупных сетей (например, «Вкусно и точка») и справлялись своими силами, нанимая дополнительных сотрудников, то сейчас на КСО обращают больше внимания и даже задумываются над покупкой. Я разберу несколько мифов и приведу факты, а также поделюсь тем, как мы решали эту проблему.

Миф 1: Киоск заменяет сотрудника

Я также изучал рынок и искал готовые решения. На каждом таком сайте, где можно купить киоск, всегда подчёркивается, что «киоск заменит сотрудника» или «киоск — это замена кассиру».

Заманчиво, не правда ли? Как робот из фантастического фильма, который приготовит вам идеальный кофе.

На самом деле это не так. Если вы хотите просто установить киоск и уволить кассира — в скором времени это негативно скажется на бизнесе.

Не все посетители хотят пользоваться сенсорным экраном; часть гостей всё равно будет стоять в очереди у кассы, считая, что так быстрее. Кроме того, есть оплата наличными или особые пожелания к приготовлению блюд. Попробуйте объяснить киоску, что вы хотите кофе с молоком без лактозы, подогретым до 08 градусов и с пенкой в виде котика.

Рекламная статья на одном из сайтов. Ванговать не буду, но сильно сомневаюсь что "Значит, за полгода киоск себя точно окупит".
Рекламная статья на одном из сайтов. Ванговать не буду, но сильно сомневаюсь что "Значит, за полгода киоск себя точно окупит".

Факт 1: Киоск снижает нагрузку на кассиров

Киоск не заменяет сотрудника, но значительно снижает его нагрузку. «Макдональдс» долгое время приучал нас пользоваться киосками. Часть людей предпочитает не общаться с персоналом и просто забрать заказ (если есть киоск, я тоже выбираю его).

В нашем тестовом заведении киоск принял на себя 60% выручки кассира, то есть у сотрудника стало больше времени для работы с гостями.

Миф 2: Киоск поднимет средний чек в 2–3 раза и т.д.

Киоск часто используется неправильно в погоне за увеличением среднего чека и перестаёт работать эффективно. Почему люди выбирают кассу? Там нет множества экранов с дополнительными предложениями, новинками, соусами и комбо-наборами.

Чем больший средний чек хочет собственник, тем больше подобных «экранов» с кросс-продажами добавляется, что вызывает негатив, особенно если оборудование не справляется с нагрузкой. Никто не хочет, чтобы простой заказ превратился в квест с неизвестным финалом.

Факт 2: Киоск поднимет средний чек на 10–20%

Кассир может не предложить соус, который гость хотел, но забыл. Посетитель хотел бы добавить в яичницу помидоры, если бы знал, что так можно, но кассир не упомянул об этом.

Это решает киоск. Выбрав блюдо, гость видит все возможные добавки. И так как киоск редко собирает очередь, посетитель может спокойно выбрать всё необходимое, заходить в разные разделы, читать описания.

Миф 3: Киоск — это автономное и недорогое оборудование

Сам по себе киоск — это мини-ПК с сенсорным экраном, принтером и кассовым оборудованием, плюс программное обеспечение, которое всем этим управляет. Самая частая проблема — это принтер, который может зажевывать чеки (стабильно раз в день мы получаем оригами вместо чека), плюс необходимо открывать и закрывать смену так же, как на обычной кассе. Звучит несложно, и в техническом плане всё достаточно надёжно.

Готовый киоск без ПО или с подпиской на ПО можно купить за 180–250 тысяч рублей (непосильно для большинства заведений). Все они везутся из Китая: на AliExpress они начинаются от 50 тысяч, а на сайте компании, которая ими занимается, — уже 180 тысяч и без ПО.

Киоски самообслуживания в кафе: сенсорное настоящее

Да, у вас будет гарантия, поддержка, личный менеджер, но 250 тысяч за экран с ПК — звучит недёшево, учитывая стандартные компоненты. Это тоже причина, по которой мы решили не покупать готовое решение.

Программное обеспечение — это самая главная часть киоска. Изучив то, что есть на рынке, мы приняли решение разработать его самостоятельно. Но речь сейчас не об этом; возможно, напишу позже о том, как мы это делали и зачем.

Факт 3: Киоск можно собрать за 100 тысяч рублей

Это полторы-две зарплаты сотрудника в большинстве ресторанов и кафе, что не так ощутимо бьёт по бюджету, особенно когда решение действительно работает.

Как это сделать — расскажу в следующей статье.

Заключение

Если у вас предприятие общепита и есть место около 0,5 кв. м, задумайтесь о покупке киоска. Да, он не удвоит продажи, но значительно поднимет средний чек и, самое главное, снимет с сотрудников работу, связанную с переносом в кассу того, что озвучил гость.

Начать дискуссию