"Почему большое меню в итоге оставляет нас голодными, или зачем нужны границы".
Бывало ли с вами такое, - вы приходите в ресторан в надежде как следует поесть, садитесь, берете меню, начинаете его листать... Вторая страница, пятая, десятая... Возвращаетесь обратно на первую страницу, снова начинаете листать, названия и фотографии блюд уже перемешиваются, желание поесть сменяется усталостью и раздражением, а решение о том, что же именно вы закажете, принять так и не получается. В итоге вы заказываете либо первое попавшееся, либо то, что наверняка есть во всех меню всех ресторанов, и обед, который должен был быть таким приятным, превращается в какую-то повинность и обязаловку, а еда уже не сможет стать такой вкусной, какой могла бы быть. Что же произошло?
Зачем нам границы?
С детства нам показывают и рассказывают, как можно и нельзя делать, как правильно и неправильно поступать. Пальцы в розетку совать нельзя, слабым помогать правильно, сначала суп потом шарлотка, и т.д. Все это обычно идет под зонтиком "слушай маму", т.к мама, и взрослые в целом, в первую очередь значимые, дают нам представление о мире и о том, как он работает, знакомят нас с ним. Конечно, полученная информация не дает гарантии того, что мы не попытаемся засунуть пальцы в розетку или не захотим есть суп, но в голове уже будет идея о том, как можно и как нельзя. Т.е появляется знание о том, как работает мир вокруг, а со знанием появляются определенные границы - в данном случае границы поведения. Жизнь становится более безопасной, - когда понимаешь, что в розетке электричество, не станешь совать туда пальцы, тебя это электричество не травмирует, и т.д. Если мы говорим о маленьких детях, то с ними на первое место выходит именно выставление границ, потому что речь идет об их физической безопасности, объяснение же того, почему границы именно такие, может отойти на второй план. Но в дальнейшем, по ходу взросления, человек все больше знакомится и с миром, и с собой, и на первое место выйдет уже понимание того, что происходит, а следом будут выставлены границы - в зависимости от личных особенностей и прошлого опыта. Границы дают нам конкретику (точно так же, как реальные, физические границы, вроде забора), а конкретика дает безопасность. Вот есть мой дом, дом обнесен забором - внутри забора мой участок, снаружи забора - участок соседа. Я понимаю, где моя собственность, а где уже нет. Забор, в случае чего, защитит и меня от непрошенных гостей, и соседа, если он не захочет со мной общаться. Все четко и понятно.
Почему границы = безопасность?
Оговоримся, что границы - это представления о "можно" и "нельзя" в самом глобальном смысле.
Если продолжить аналогию с детством и электрической розеткой, совсем примитивно, - наличие границ позволяет человеку избегать травмирующих ситуаций. Зная, что вот так делать можно, а вот так нельзя, человек делает свою жизнь более понятной, - границы сразу отсекают какие-то варианты поведения, их не приходится рассматривать, сравнивая друг с другом, выбирая, просчитывая возможные последствия и тратя на это драгоценные силы. Например, человек понимает, что ему нужны деньги. При наличии у него каких-то границ, например, понимания, что деньги можно заработать только законным путем, он не будет всерьез рассматривать ограбление банка, и его силы будут сосредоточены на меньшем количестве более конкретных легальных вариантов заработка. Если же границ нет - для человека будут одинаково валидными идеи как ограбления банка, так и, например, уборки улиц, и он будет метаться между ними, пытаясь проанализировать преимущества каждой. Колоссальные силы тратятся на то, чтобы при таком раскладе вообще сделать хоть какой-то выбор, и уходят эти силы в первую очередь именно на попытки учесть все возможные переменные. Сколько у меня вариантов? Все ли они законны? А социально-одобряемы? Будет ли мне от этого выбора хорошо, или скорее плохо? Что скажут окружающие? А семья? А какие будут последствия? При наличии и плюсов, и минусов у каждого варианта, при этом при отсутствии понимания собственных "можно" и "нельзя" каждый вариант будет одновременно и хорошим, и плохим. Получается такой поиск иголки в стоге сена, когда человек про иголку только слышал, но никогда ее не видел. Найдет ли человек при таком раскладе то, что ищет? Что он в таком случае вообще ищет?
Такая неизвестность при массе возможных исходов событий держит человека в постоянном напряжении и тревоге - у него отсутствует опора хоть на какую-то информацию, отсутствует конкретика, а, значит, контроль над ситуацией. Какой может быть контроль, когда нужно быть готовым буквально ко всему и в любой момент?
Возьмем пример с меню из начала статьи. Человек чувствует голод, перед ним меню с множеством страниц вариантов блюд. Скорее всего, он не знаком с частью этих блюд, или это вообще неизвестная ему кухня, но голод говорит о том, что нужно принять какое-то решение и поесть. Начинается анализ меню и попытка что-то выбрать. И хорошо, если человек имеет представление о том, чего он хочет, что он любит есть, есть ли у него аллергия, - это хоть как-то сузит область поиска. Но меню огромное, глаз замыливается о множество вариантов, поиск начинает утомлять. К голоду начинает примешиваться раздражение, досада, хочется конкретики, но ее все нет. А если человек понятия не имеет ни о том, чего он хочет, ни об аллергиях, то такой обед может быть не только невкусным, но еще и небезопасным. Человек хочет выбрать из этого меню то, что ему обязательно понравится, что его порадует, но он понятия не имеет, что ему понравится, - отсюда эти муки выбора, раздражение, попытка предугадать свою реакцию на каждое из предложенных блюд. Каждое блюдо одновременно подходящее и неподходящее. А огорчение от невкусного блюда при таком незнании будет еще сильнее, т.к внутри была надежда на возможность контроля ситуации (я принял решение, сумел сделать выбор, выбрал что-то, думая, что оно вкусное, но оно оказалось вкусным), но она не оправдалась.
Откуда берутся границы?
Как уже говорили выше, границы начинаются со знакомства с миром и изначально имеют целью физическое выживание и безопасность. У кого-то границы с самого начала охватывают бОльшую часть жизни - например, если человек растет в принадлежности к какой-то религии, где всегда существуют нормы поведения, верования, традиции. Религия - это целый свод границ во всех сферах, начиная с внешнего вида и заканчивая распорядком дня. То есть человек с самого детства понимает, кто он, что и зачем делает, возможно даже, как сложится его дальнейшая жизнь. У такого человека есть конкретика, ему ее дали, и с такой конкретикой он всегда знает, что делать и как быть. Это приносит в его жизнь покой, т.к не приходится раздумывать, как правильно поступить. За похожим покоем подростки приходят в субкультуры - там и валидация их интересов, и наличие определенности во внешнем виде, поведении, манере общения. Принадлежность к группе дает подростку понимание того, кто он. Ту самую конкретику, которая нейтрализует тревогу и сопутствующие ей мучительные вопросы.
Но как быть, если у вас из конкретики - только знание о том, что нельзя совать пальцы в розетку? Человек (и как физический организм, и как философская и социальная единица) всегда стремится к покою (покой - не всегда хорошо, но сейчас не об этом), а стремление к покою толкает его на поиск себя. Поиск себя - это стремление узнать свои "люблю" и "не люблю", "хочу" и "не хочу", из которых формируются личные "можно" и "нельзя", т.е те самые наши границы. Это попытка обособить себя от мира с помощью знания о себе, попытка зажечь свет в темной комнате - эта комната не пустая, нет, но без света мы понятия не имеем, что в ней и какого она размера. При включенном свете появляется конкретика, а дальше уже можно и приглядеться, и иначе обставить комнату, если захочется.
Узнавание себя происходит при действии двух факторов: контакт с окружающим миром и анализ полученного опыта. Как мы поймем, от чего обосабливаем себя, если вокруг ничего нет? Как мы поймем, что любим? Только при контакте с внешним миром, с максимально разными его проявлениями (в первую очередь с проявлениями людей) зажигается свет в темной комнате, появляется понимание человеком самого себя как реакция на этот контакт. Поэтому поиск себя можно начать, оглядевшись вокруг и спросив себя - а что я чувствую? Каково мне в такой обстановке? Затем постепенно оказываться в разных обстоятельствах, с разными людьми, и задавать себе этот же вопрос, - каково мне сейчас? Можно реагировать на общую обстановку, можно на детали, но главное - разнообразие опыта и реакции на него.
Постепенно ваше понимание себя будет укрепляться, вы будете знать, кто вы, что любите, как хотите жить и проводить свое время. А после, качественно обособившись, можно отправляться контактировать с миром уже со знанием дела и для удовольствия, а не для опыта.
Именно с такой проблемой столкнулся совсем недавно, очень понимаю про что здесь говорится
По-моему мнению безусловно границы необходимо соблюдать ибо они нас отгораживают от плохого и дают понимание, что правильно делать, а что нет.
и вот же так круто видеть только больше лучшего. правда же это круто для всех
Очень полезная информация для всех, кто интересуется данной тематикой.Автору спасибо