Запрещено заключать договора УК без конкурентных процедур: решение ВС

Конкуренция при заключении договоров требует полного обеспечения стабильности расписанных условий. В связи с этим может возникнуть вопрос о допустимости изменения договора, если он заключается после конкурентного выбора контрагента.

Запрещено заключать договора УК без конкурентных процедур: решение ВС

Главным принципом гражданского права, является свобода договора, который объединяет как минимум свободу выбора контрагента, заключение договора, а также выбора форм договора и его видов. При этом законодатель может устанавливать некие пределы данной свободы для того, чтобы в полной мере обеспечить добросовестную конкуренцию и исключить злоупотребления.

На сегодняшний день отмечается, что при наличии определенной возможности осуществления конкурентных закупок, они должны проводится в обязательном порядке именно конкурентным способом.

По мнению экспертов, основное определение Суда может оказать достаточное влияние на правоприменительную практику, помимо этого достаточно необдуманное использование изложенного в ней подхода может обернуться полнейшей правовой неопределенностью в сфере применения закона о закупках. Если взять мнение других наблюдателей, можно заметить, что определенная позиция ВС послужит внеочередным примером на усечение конкуренции. В третьем варианте мнения подчеркивается, что для подтверждения факта выявления анти-конкурентности важно узнать не только факт нарушения антимонопольного законодательства по необходимым признакам, но и тот факт, являлись ли многочисленные заключенные сделки, связанными между собой.

Решение ВС

22 ноября ВС вынес законодательное определение, в котором смог пояснить, является ли нарушением заключение УК контрактов на оказание тех или иных услуг без проведения конкурентных процедур.

Согласно позиции Министерства финансов РФ, расписанной в письме ФЗ 06-06/12571 от 15.02.2023 года, возможность осуществлять закупки у одного поставщика на основании акта изданного во исполнение федерального закона, носит исключительный характер и применятся лишь в тех случаях, когда конкурентность рынка отсутствует, либо же нет возможности нецелесообразно применять конкурентными способами определение поставщика для обеспечения всех нужд заказчика.

Все необходимые цели, урегулированные законом, могут быть достигнуты, в том числе путем соблюдения заказчиком принципов семи равноправий. Принимая во внимание, что установленный размер определительной доли всего муниципального образования в системе уставного капитала составляет 100 процентов, ВС установил, что на все общество в целом распространяется главное действие закона о закупках. ВС поясняет, что общество в обязательном случае должно вести всю свою закупочную деятельность в соответствии с установленными нормами и правилами. При этом, вопреки постановлению всех судебных заседаний, заключение договора в интересах собственника, проживающего в МКД, не уравновешивает необходимость осуществления деятельности, прямо направленной на полноценное расширение всех возможностей использования в закупках юридического и физического сопровождения.

ВС отмечает, что закупочные действия для юридических лиц, названные в ч.2 ст.1 Закона о закупках, может осуществляться не только конкурентным способом, но и неконкурентным. В данном варианте заказчику предоставляется право самостоятельно определять очередность и условия применения неконкурентных способов закупки, определенный порядок подготовки, а также проведения закупки у одного поставщика.

На сегодняшний день для установления правомерности осуществления закупки у единственного поставщика, в предмет доказывания может включаться не только установление самого факта повышения стоимости строительных материалов, но и соблюдение условия о применении конкурентных способов определения поставщика, требующих достаточно весомых затрат времени.

Если рассматривать определение закона для конкретного случая можно понять, что общая сумма на каждого из поставщиков, интервал между заключениями договоров, а также следование плану поведения всех участников, способно привлечь на себя внимание. После чего можно только приветствовать упорство антимонопольного органа.

Можно заметить, что абсолютно любая конкуренция приводит к увеличению эффективности бизнеса, что в итоге положительно отражается не только на качестве продукта или услуги, но и снижение его стоимости, поэтому и не может противоречить интересам жильцов.

Если остались вопросы - пишите!

Подпишитесь на канал, чтобы не упустить много полезной информации.

Начать дискуссию