10 горьких истин эффективного лидерства
Быть лидером непросто. Быть лидером эффективным – еще сложнее.
Чтобы качественно управлять командой и процессами не достаточно просто использовать полученные знания и специальные навыки, приобретенные с опытом, нужно еще иметь желание постоянно расти и развиваться, преодолевая себя и принимая горькие истины.
Об этих истинах я и хочу рассказать.
Они могут быть неприятными для вас и даже вызвать негодование. Я сама прошла через это. Но теперь точно знаю, что не стоит их игнорировать. Чтобы стать по-настоящему эффективным лидером, необходимо их принять и усвоить.
1. Когда команда терпит неудачу, посмотрите в зеркало – проблема в вас
Ваша команда - это прямой результат вашей работы, а ее действия – отражение вашего руководства. Вы не имеете права перекладывать ответственность на других, ведь, это вы поручили этим людям выполнение этих задач. И они не справились.
Пока смотрите в зеркало, задайте себе несколько вопросов:
- Верно ли была сформулирована задача? - Все ли необходимые ресурсы и поддержка были предоставлены? - Как дела в нашей команде, расставлены ли в ней приоритеты ответственности и доверия? - Активно ли я включался в идеи и тревоги команды?
После этой пятиминутки самобичевания нужно переходить к конструктивному анализу и конкретным выводам, которые позволят вам предупредить возникновение подобных неудач в будущем. А для этого:
- Практикуйте саморефлексию: регулярно оценивайте свой стиль лидерства и мотивации при принятии решений
- Просите обратную связь: задавайте вопросы команде и учитывайте обратную связь их обратную связь. Это поможет увидеть, как ваше лидерство влияет на их работу.
- Избегайте перекладывания вины на команду: для начала оцените свою роль в сложившейся ситуации.
Ваша роль – верное и четкое направление команды, поддержка ее во время процесса выполнения задач. И если возникли трудности – это сигнал вам: пора пересмотреть подход к своему руководству.
2. Если вы не терпите критику – вы не готовы быть лидером.
Лидер не должен знать ответы на все вопросы и никогда не ошибаться. Лидер должен быть в постоянном росте, а значит – быть открытым к критике.
Если вы не хотите или не умеете принимать обратную связь от своей команды (да, негативную тоже), вы не готовы руководить. Критика – это лучший инструмент для вашего роста. С одной лишь поправкой: она должна быть конструктивной.
Есть несколько вещей, которые нужно запомнить:
- Приветствуйте и активно слушайте критику от своей команды: научитесь воспринимать ее как возможность для роста.
- Действуйте на основе обратной связи: используйте ее для улучшения вашего подхода к лидерству и решения выявленных проблем.
- Не реагируйте эмоционально: не позволяйте критике вызывать негативную реакцию. Только если вы останетесь спокойным, вы сможете конструктивно работать с обратной связью.
Эффективный лидер знает, что критика – это ступенька, а не препятствие.
3. Лидером вас делает ваша команда. Без нее вы просто менеджер.
Лидерство – это не строчка в списке профессий и не бесплатное приложение к должности. Оно зарабатывается через уважение, доверие и уверенность вашей команды.
Никогда не путайте свою формальную власть с настоящим эффективным лидерством. Разводите эти понятия и помните:
- Нужно инвестировать свое время в установление связей с членами команды: только так вы сможете заслужить их уважение и доверие.
- Важно демонстрировать свои лидерские качества, а не власть: лидерство проявляется в ваших действиях, видении ситуации и способности вдохновлять, а не в должности.
Лидерство приобретается вами благодаря действиям и отношению к людям. Ваша должность делает вас менеджером, но только ваша команда может сделать вас лидером.
4. Нельзя создавать команду и выделять любимчиков. Это лицемерие.
Если вы хотите быть лидером, позаботьтесь о том, чтобы ваши действия не расходились со словами. Можно сколько угодно говорить о важности командной работы, но если при этом вы выделяете любимчиков, — это все пустота. Такое лицемерие обязательно разрушит команду, которую вы пытаетесь создать.
Помните, что вам нужно:
- Относиться ко всем одинаково: предоставьте равные возможности для всех членов команды, независимо от своих личных предпочтений.
- Продвигать инклюзивность: создайте культуру сотрудничества и инклюзивности, где каждый член команды почувствует себя ценным игроком.
- Не игнорировать динамику команды: следите за влиянием ваших действий на моральный дух вашей команды.
Именно ваши действия задают тон всей команде. А соответствие между тем, что вы проповедуете, и тем, что вы практикуете, – ключ к поддержанию здоровой атмосферы в эффективной команде.
5. С микроменеджментом нужно заканчивать.
Доверие — это всегда взаимно. Если вы не доверяете своей команде, почему они должны доверять вам? Микроменеджмент ясно дает понять, что вы не очень-то доверяете своим специалистам, если хотите лично контролировать все процессы.
Вы и не заметите, как быстро это подорвет вашу репутацию надежного лидера и убьет доверительное отношение команды.
Эффективное лидерство — это про то, что бы дать команде возможности, а не контролировать каждый шаг. Для это научитесь:
- Делегировать ответственность: поручая задачи членам вашей команды, не забудьте предоставить им автономию для выполнения работы.
- Предоставлять поддержку, а не контроль: не идите на поводу у своего желания контролировать каждую деталь в работе, лучше предложите свою поддержку, когда это необходимо.
- Не пренебрегать коммуникацией: четко излагайте свои ожидания и будьте открытым для вопросов от вашей команды. Так вы сможете направлять и быть в курсе процессов.
Как только вы перестанете заниматься микроменеджментом и начнете доверять своей команде, вы увидете, как повышаете их уверенность в себе и уважение к вам.
6. Если вы не развиваете свою команду, вы уменьшаете не только их возможности, но и свои.
Одна из главных задач эффективного лидера — развивать и растить свою команду. Если вы не вкладываете средства в развитие своей команды, вы запрещаете им развивать свой потенциал. Это будет мешать при достижении результатов вашей компании.
Уделите приоритетное внимание развитию команды и каждого ее участника. Предоставьте им возможности для обучения и получения новых специфических навыков.
Помогите специалистам раскрыть свой потенциал, и вы улучшите их личные показатели в рамках всего вашего проекта.
7. Молчание вашей команды – это громкое заявление о том, что вы плохой лидер.
Если ваша команда боится высказывать свои мнения или идеи, задавать вопросы и обсуждать трудности, знайте, что вам стоит пересмотреть свой подход к лидерству. Ваши специалисты должны чувствовать себя в психологической безопасности и хотеть обсуждать те сложные ситуации, которые возникают на пути достижения цели.
Вам необходимо:
- Создать безопасную обстановку, в которой члены команды делятся своими идеями и задают вопросы.
- Не подавлять инакомыслия и не игнорировать специалистов, выражающих отличное от вашего мнение.
Ваша задача как лидера — убедиться, что каждый член команды чувствует себя услышанным и ценным. Так вы откроете путь к решению проблем в более вовлеченной команде.
8. Умение признавать ошибки – основа для формирования лидерства.
Надежность вас как лидера прямо зависит от того, готовы ли вы брать на себя ответственность за свои действия и решения. Если вы не умеете признавать свои ошибки, вы подрываете доверие команды и расписываетесь в своей нечестности перед ними.
Научитесь признавать свою роль в складывающейся ситуации и не скрывайте свои ошибки, пытаясь минимизировать их воздействие.
Признайте свои недочеты открыто и предложите меры по их устранению. Ваша команда оценит этот шаг, а вы укрепите доверительные отношения и свои лидерские позиции.
9. Задавать стандарт, а не только темп.
Эффективному лидеру недостаточно просто поддерживать быстрый темп своей команды. Необходимо еще установить высокий стандарт, который будет вдохновлять и мотивировать.
Если вы сами регулярно демонстрируете высокие стандарты в своей работе, вы создаете среду, в которой такой уровень становится нормой.
Станьте примером: моделируйте поведение, трудовую этику и стандарты, которые вы хотите видеть от своей команды.
Стремясь к совершенству и постоянному росту над собой, вы бросайте вызов вашей команде делать то же самое. Совершенство заразительно.
10. Это не команда работает на вас — это вы работаете на команду.
Как бы вызывающе это не звучало, но лидерство в своей основе — это служение. Попробуйте изменить свой угол зрения и рассмотрите не свою команду как работающую на вас, а себя как на работающего на них. Какова ваша роль, как лидера? Поддерживать, давать возможность и вдохновлять команду для достижения высоких результатов.
Не путайте лидерское служение с прислуживанием. В его основе – благополучие и укрепление вашей команды.
Не будьте эгоцентричным и избегайте сосредоточения только на своих целях и интересах. Когда вы начинаете работать на свою команду, вы создаете более вовлеченную, мотивированную и эффективную рабочую силу.
Служите, ради своего лидерства, и вы увидите, что ваша команда следует за вами с преданностью и энтузиазмом.