Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Как влияет на нас красота, что изучает нейроэстетика и причем здесь голуби?

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Казалось бы, нет ничего более непрактичного, чем красота - однако, на протяжении всей истории человеческой цивилизации мы стремимся окружить себя ею. Со времен первых попыток в создании наскальной живописи и по сей день - человеческое стремление к эстетике не угасает.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Люди трепетно хранят собранный на протяжении тысячелетий культурный багаж, создают и развивают новые формы искусства, преклоняются перед творцами и вносят сакральный смысл в сам акт творения.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Даже в наш циничный век, когда многие заявляют, что искусство мертво - целые индустрии развиваются немыслимыми темпами, превращаясь в экономических гигантов лишь за счет эксплуатации человеческой тяги к прекрасному. Косметическая отрасль, туризм, дизайн - и фэшн-индустрия зарабатывают миллиарды, а суммарный оборот в каждой из этих сфер превышает экономику целого ряда стран.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Мы живем в эпоху беспрецедентного потребления красоты, когда мы уже не можем закрывать глаза на влияние эстетической составляющей на нашу повседневную жизнь. Все чаще поднимается проблема лукизма (дискриминации на основе внешности) и преференций, которые невольно получают красивые люди исключительно благодаря своей внешности.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Спрос на эстетику эксплуатируется как отдельными инстаграм-инфлюенсерами, так и гигантскими корпорациями, проводящими маркетинговые компании.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Даже мы сами на бытовом уровне осознаем это влияние, когда замечаем, насколько угнетающе на нас воздействует заброшенные индустриальные пейзажи или захламленные интерьеры хрущевок, и насколько взлетает наша продуктивность в упорядоченном и гармоничном пространстве.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Никогда еще за всю историю человеческой цивилизации вопрос о сути красоты не стоял так остро.

В чем же причины нашего влечения к прекрасному? Есть ли биологическое объяснение этого глобального феномена, которому подвержены люди со всего мира? И как мы можем объяснить такое субъективное понятие, как красота, с точки зрения науки?

Как голуби-искусствоведы продолжили дело греческих философов

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Вопросы о сущности красоты занимали умы людей еще со времен античности, когда впервые были сформулированы принципы эстетики как одной из классических философских дисциплин. Именно философия подготовила почву для изучения самой концепции красоты в научном ключе.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Как подраздел эстетики зародилось цветоведение, благодаря трудам Леонардо да Винчи и Исаака Ньютона превратившееся в междисциплинарную область на стыке оптики, колориметрии, физиологии и психологии. Сегодня оно успешно доказало реальность цветового воздействия на физиологическое состояние человеческого организма и успешно применяется в дизайне и маркетинге. Например, способность красного цвета возбуждать аппетит и усиливать сердцебиение используется в рекламе брендов питания и фаст-фуда и в рекламных кампаниях скоростных машин или нижнего белья соответственно. Синий цвет обладает выраженным успокаивающим эффектом, поэтому используется брендами, желающими вызвать у потенциального покупателя следующие чувства: доверие, лояльность, логичность, безмятежность, безопасность. Белый традиционно ассоциируется с чистотой и свежестью, а зеленый цвет, расслабляющий глаза и имеющий четкую ассоциацию с возвращением к жизни, используется эко-брендами, фармацевтическими компаниями.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

К настоящему моменту к списку дисциплин, занимающихся исследованиями в этой области, добавились этнография и социология, рассматривающие проблемы восприятия цвета не как частный случай в рамках человеческого тела, а как глобальный феномен, повлиявший на цивилизации по всему земному шару.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Но настоящий прорыв в изучении красоты произошел благодаря анекдотичному исследованию, номинированном на Шнобелевскую премию - шуточную премию в мире науки, присуждаемую самым нелепым, смешным и абсурдным научным работам. Японский исследователь поведения животных Сигэру Ватанабэ вместе с коллегами доказал, что голуби способны отличать творения разных художников. Когда птицам демонстрировали незнакомые им картины, они верно отличали Клода Моне от Поля Сезанна и Пьера Ренуара, а Пабло Пикассо — от Анри Матисса и Жоржа Брака.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Несмотря на кажущуюся бесполезность полученных результатов, они имели под собой основу - ведь у еще 50 лет назад были выявлены выдающиеся способности к зрительному восприятию информации и ее обобщению: голуби успешно различают и запоминают не только размер и форму предмета, но и его цвет, текстуру, а также особенности строения, верно идентифицируют предметы, принадлежащие к определенным категориям. В настоящее время рассматривается использование этих птиц в диагностике онкологии: группа американских исследователей под руководством Ричарда Левенсона (Медицинский центр Калифорнийского университета в Дэвисе) доказала, что голуби смогли отличить снимки пораженных раком органов от снимков здоровой ткани с точностью 99%.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Таким образом, эксперимент Ватанабэ стал поворотным моментом в изучении особенностей зрительного восприятия, заложив основу для нейроэстетики - науки о нейронных основах создания и созерцания произведений искусства.

Основоположниками новой дисциплины стали известные исследователи зрительного восприятия, Семир Зеки и Вилейанур Рамачандран, которые в 1990 предположили, что сознание разделяет художественные образы так же, как зрительный анализатор «разделяет» изображения объектов, поступающих на сетчатку глаза, по свойствам: яркости, цвету, скорости и направлению их движений.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Вслед за ними, эволюционистами и антропологами на базе многочисленных археологических находок были выдвинуто обоснование того, как возможность получить эстетическое удовольствие связана с этапом развития человеческого мозга, что привело их к неожиданному открытию: наш вид потому и смог выжить и вытеснить неандертальцев, что был более восприимчив к эстетике и творению вообще, создавая лучшие орудия труда. В 1998 Нэнси Айкен публикует книгу “The biological origins of art”, суммирующую полученные выводы. В 2002 году термин “нейроэстетика” окончательно закрепляется как наука, а в 2010 году Вилейанур Рамачандран в книге «Мозг рассказывает» формулирует ее основные принципы.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Существование взаимосвязи между эстетической привлекательностью и положительной оценкой никогда не было загадкой, однако механизм, лежащий в основе этого явления, оставался до недавних пор неясен.

Недавнее исследование в области нейроэстетики показало ключевые аспекты динамики эстетического восприятия при просмотре произведений искусства. Применив сканирование мозга методом магнитно-резонансной томографии (МРТ), ученые обнаружили следующее: когда мы что-то считаем эстетически привлекательным, в нашем мозге активируются сразу несколько нейронных сетей: визуальные сети, центр вознаграждений (удовольствия), провоцирующий ощущение счастья, и сеть пассивной работы мозга - так называемый режим по умолчанию, обычно включающийся, когда мы «летаем в облаках» или слегка дремлем.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Каждый раз, когда испытуемые считали определенную картину особенно трогательной и впечатляющей, в их мозгу активировалась сеть пассивной работы мозга. Когда участники исследования смотрели на произведение, которое их не привлекало, сеть пассивной работы оставалась немой.

Все происходило иначе, когда произведение искусства особенно нравилось участникам: «Если мы считаем произведение эстетически привлекательным, часть сети пассивной работы мозга активируется, хотя фокус внимания находится во внешнем мире. Это и есть признак настоящего произведения искусства», — сообщил соавтор исследования, Эдвард Вессель.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Таким образом, сеть пассивной работы мозга остается активной в течение всего времени созерцания шедевра. По мнению ученых, это доказывает: впечатление от произведения искусства активируется благодаря сочетанию внешних стимулов и внутренней реакции. Наше внимание, с одной стороны, направлено на окружающий мир, с другой — на наш внутренний мир. «Мы могли наблюдать, что такое состояние мозга наступает относительно редко и, вероятно, представляет собой признак динамического эстетического опыта», — говорит Эми Белфи, автор исследования.

Нам нравится то, что мы считаем красивым, или мы считаем красивым то, что нам нравится?

Следовательно, концепция красоты формируется из чувства - лишь когда нам что-то нравится, мы считаем это красивым.

Именно поэтому визуальная эстетика в брендинге имеет такое большое значение - она не просто привлекает внимание, а является первым положительным опытом в коммуникации с брендом, закрепляя в подсознании доверие к нему - таким образом, выполняя свою главную функцию. И наоборот, невзрачный визуал не достигает своей цели - он не осуществляет положительного подкрепления у потенциального клиента, и потому коммуникация с ним бессмысленна и бесполезна. В лучшем случае потребитель начнет знакомство с самим брендом, как если бы визуальной коммуникации не существовало, в худшем у него останется предубеждение из-за плохого первого впечатления. Именно поэтому так важно подходить к созданию визуального образа своего бренда со всей серьезностью и выбирать стратегического партнера — дизайн команду с умом.

Библиография

11
Начать дискуссию