Каждый десятый сотрудник ничего не делает
В конце 2024 г было опубликовано исследование Стэнфордского университета. Пятьдесят тысяч разработчиков из нескольких сотен компании приняли участие в нем.
Исследование показало, что каждый десятый разработчик в крупных IT-компаниях ничего не делает - 9,5% из них не выполняют никакой полезной работы. При этом они регулярно докладывают об успехах.
Часто сотрудники-призраки (ghost employee) на хорошем счету в компании и выбиваются в руководители.
Авторы исследований считают, что так обстоит дело не только в IT, но и в большинстве других сфер. Российские эксперты соглашаются с такой оценкой.
Как выяснили исследователи, многие программисты имитируют работу. К примеру, вносят в код пару изменений в месяц, тратят на работу по 5 часов в неделю, а получают при этом 200-300 тысяч долларов в год. Старший технический продакт-менеджер компании Amazon рассказал, что заработал 500 тысяч долларов в корпорации, не выполнив за полтора года ни одной задачи.
Исследователи подсчитали, что сокращение призраков сэкономили бы упомянутым компаниям в сумме 11,6 млрд долларов. Кроме того, их общая рыночная капитализация могла бы вырасти на 465 млрд долларов.
Российские разработчики отмечают, что в отечественных IT-компаниях ситуация схожая. Есть сотрудники, которые прекрасно делают отчеты и имитируют важность на совещаниях. Всю реальную же работу делают тихие сотрудники.
Нередко призраки существуют там, где для них создали все условия - в больших забюрократизированных компаниях. Их может быть 5-10% и даже больше. В некоторых компаниях поощряется работа на процесс, а не на результат.
Может эта проблема связана с удаленным форматом работы?
"Переход компании на удаленку или гибридный график работы не создает проблему, а проявляет ее", - отмечает директор по продажам и развитию ключевых клиентов Ankor Recruitment Наталья Лазутина. Если организация не имела четкой системы контроля даже в офисе, то переход на удаленку и гибридный формат обострил эту проблему.
Поделитесь своими наблюдениями, какие сотрудники, кроме IT-специалистов, полностью или частично имитирует работу.
От своих клиентов слышу, что в головных компаниях часто встречается такая ситуация. Приходится постоянно "пинать" сотрудников, чтобы процессы работали и сроки соблюдались. Вот буквально в пятницу, в последний день месяца, коллеге пришлось в течение всего дня держать руку на пульсе и не отпускать, пока операция не была завершена, чтобы сделка не перешла на следующий месяц и не затянулась надолго (я была в этой ситуации клиентом).