Чем любопытство хуже любознательности и в чем суть сплетен.

Чем любопытство хуже любознательности и в чем суть сплетен.

Содержание:

I. Любознательность или любопытство.
II. Сплетни.
III. Почему мы принимаем любопытство за любознательность.
IV. Почему любопытство носит негативный характер.
V. Как бороться с импульсами, толкающими к любопытству.
VI. Вопрос к аудитории.

I. Любознательность или любопытство?

Любознательность — это интерес к знаниям, желание узнать что-то новое для себя, чтобы стать умнее или лучше разбираться в чем-то. Например, читать книги, смотреть документальные фильмы. Это рациональное стремление к знаниям для личностного роста и развития.

Любопытство — это когда просто интересно что-то узнать или увидеть, даже если это не приносит никакой пользы. Или когда необходимо сравнить себя в поиске способов ощутить превосходство. Такой интерес исходит из детского состояния и связан с:

  • проявлением спонтанности, импульсивного желания узнать что-то из-за эмоционального интереса или запретного характера объекта, например, подсмотреть в замочную скважину или подслушать разговор.
  • проявлением стремления к превосходству, если оно используется для получения информации, которая даёт человеку ощущение контроля, власти или преимуществ над другим: «Я знаю то, чего ты не знаешь, значит, я умнее/сильнее» (в статье "Как люди играют в превосходство или игра в "Я лучше тебя" я подробнее писал об этом увлекательном процессе).
  • накоплением обид. Тогда в основе любопытства лежит стремление к сбору компрометирующих сведений с целью однажды предъявить их обидчику (погашение психологического долга).

Любопытство также может проявляться из желания критиковать. В таком случае целями является:

  • оценка и осуждение других, например, с помощью приема "Апелляция к невежеству"
  • сравнение других с собой, чтобы утвердиться в своей правоте или превосходстве: «Я посмотрю, что ты делаешь, чтобы убедиться, что ты ошибаешься, а я — прав».

Взрослое отношение тоже может быть задействовано для оправдания любопытства: «Я просто собираю факты». Однако скрытая мотивация может быть в том, чтобы использовать эту информацию для манипуляции или повышения своей значимости.

II. Сплетни.

Сплетни являются прямым проявлением любопытства, так как основаны на стремлении к сбору и обсуждению информации о других людях с негативной подоплёкой:

  • Сплетни характеризуются очерняющий характером и сбором информации, нацеленной на сравнивание себя с другими, повышение самооценки и возможность почувствовать своё превосходство.
  • Стремление распространять сплетни может быть неосознанным. Человек может не задумываясь рассказывать то, что узнал о других, чтобы привлечь внимание к себе. А если через ответную реакцию слушателя выяснить его положение дел, то это может стать ещё одним способом для поднятия самооценки через сравнение себя.

III. Почему мы принимаем любопытство за любознательность?

Люди склонны интерпретировать свои действия в лучшем свете. Если кто-то слишком любопытен, он может оправдывать это, называя себя любознательным, чтобы выглядеть более образованным и избежать критики («Я подслушал, потому что это полезная информация»).

Также это может быть обусловлено тенденцией человека искать и интерпретировать ту информацию, которая согласуется с его точкой зрения (предвзятость подтверждения). В бытовых отношениях это чаще всего происходит в стремлении к игре в превосходство, чем в стремлении к знаниям.

Поэтому когда человек замечает, что ему хочется сунуть нос туда, куда не нужно, он предпочитает думать, что это его естественное стремление к знаниям, вытесняя тем самым чувство вины или стыда.

IV. Почему любопытство носит негативный характер?

  • Любопытство связано с намеренным вмешательством в чужую жизнь или с попытками узнать то, что не предназначено для других, и выражается, например, желанием подглядывать, подслушивать или читать чужие сообщения.
  • Любопытство часто движимо эгоистическими, импульсивными мотивами и нацелено на повышение своей самооценки за счёт обесценивания других.

Любознательность, напротив, связана с «знанием» и мудростью. У этого процесса положительные цели: развитие, обучение, самосовершенствование.

V. Как бороться с импульсами, толкающими к любопытству?

1. Осознать причину любопытства. Задать себе вопрос: «Почему мне это интересно и как я буду использовать эту информацию?». И если в ответ приходит необходимость чувствовать превосходство, то это уже вопрос самооценки, а не стремления к знаниям.

2. В моменты любопытства представить, как этот интерес выглядит со стороны, и постараться представить как бы я себя чувствовал, если бы кто-то проявлял ко мне излишнее любопытство? Это про уважение к границам других.

3. Признать, что не всё в мире нужно знать. Некоторые вещи безопаснее и спокойнее оставить неизвестными, особенно если знание может привести к ненужным конфликтам или переживаниям. Не всё интересное - безопасно.

4. Если желание проявить любопытство связано с привычкой, то можно выработать новую реакцию практикуя отсрочку: сказать себе "подумаю об этом позже". Часто желание любопытства проходит со временем.

5. Если любопытство исходит из внутреннего Родителя, можно попытаться заменить желание осуждать кого-то просто на принятие данности и фактов, вместо того, чтобы критически оценивать окружающих.

___________________________

VI. Вопрос к аудитории:

Что вам дает информация о событиях из жизни ваших друзей или знакомых, полученная, например, в социальных сетях? Как вы используете ее в своей жизни?

___________________________

Раскладываем по полочкам ошибки мышления, сортируем стимулы и подписываем реакции тут:

Начать дискуссию