Мы сделали шаг в онлайн очень быстро, пока я не чувствую потери эффективности. Помогло то, что мы давно экспериментировали с этим форматом: есть хорошая система менеджмента, облака, доступы. Но рано или поздно мы почувствуем проблемы,и они будут следствием нескольких причин: - рушатся все логистические цепочки и бизнес-модели из-за исключения из процессов большого количества людей (карантин) и изменения форматов взаимодействия;- психологически очень сложно выдержать «домашнее заключение»и быть при этом эффективным — домашние конфликты и общий дискомфорт; - многие компании не переживут остановку деятельности, что приведёт к резкому сокращению бизнес-активности и ухудшению бизнес-среды. Я наблюдаю ситуацию с точки зрения двух совершено разных бизнесов, которыми управляю в нескольких странах. Как совладелец международной компании Yummy United, оперирующей в России и в Европе, я понимаю: карантин в Европе рано или поздно снимут, люди вернутся в магазины, предприятия запустят конвейеры и начнут быстро компенсировать убытки. Какие-то компании малого и среднего бизнеса закроются, но для восстановления есть главное условие — система не разрушена. Нет сомнений, что в сентябре мы вернемся в нормальный режим, а субсидии бизнесам, льготы по налогообложению хотя бы в какой-то степени сгладят наши потери. В России ситуация иная. Yummy United выживет, ведь наш партнер—торговая сеть «Магнит». Выживет иMildberry, наши заказчики – крупные компании, которые всегда используют кризис как возможность стать еще крупнее, сильнее. Мы всегда находились в зоне кризиса и привыкли из него выходить, кстати, без помощи государства и часто вопреки ему. Но принципиальное отличие этого кризиса для меня в том, что нет времени начинать все с начала. Приходится быть более прагматичным. Это вносит лишнюю негативную эмоцию, хотя, как опытный предприниматель, я умею себя мотивировать.