Как мы росли в 2022
Или как наши клиники косметологии пережили 2022-й.
У нас две клиники. Одна в небольшом и небогатом российском городе. Вторая в более сытом Подмосковье. Что даёт нам возможность видеть более широкую картину экономических настроений и возможностей, как в Московской области, так и в регионах.
В начале весны мы испугались падения доходов наших клиентов и как следствие нашей выручки. Но в итоге наши опасения оказались беспочвенны.
По итогам года мы выросли.
Домодедово
Основной и более стабильный рост показала молодая клиника в Домодедово. Ей 1.5 года. В ноябре в Домодедово мы побили рекорд выручки, дотянув почти до 2-х миллионов. Что для косметологической клиники площадью 120 квадратных метров с тремя кабинетами не так уж и плохо.
Рост в Подмосковье с начала года 143,8%(LFL) если сравнивать выручку декабря позапрошлого и теперь уже прошлого года.
На графике можно увидеть 2 явных пика в марте и ноябре. Несмотря на все события даже они не смогли изменить традиционные привычки наших клиентов. Март традиционно является пиковым в отрасли. С ноябрём похожая история.
В марте мы вынуждены были поднять цены. Делали это постепенно и старались удержать их как можно дольше. Причина как и у всех - резко подорожали расходные материалы. В нашем случае это качественные, импортные препараты. Часть из которых вообще пропала и не появилась до сих пор. Хотя в течении года ситуация с этим более или менее нормализовалась.
Оборудование мы изначально решили использовать российское. О чём я уже рассказывал в других статьях о Ярко. Это позволило нам не париться о его сервисе и обслуживании в 2022-м. Дело не в патриотизме. Просто в текущих реалиях это удобно и эффективно.
В разрезе услуг картина конца года похожа на начало. В этом плане всё достаточно стабильно.
Количественно явно лидирует категория услуг по удалению всяких ненужностей. А вот в деньгах традиционно лазерная эпиляция приносит больше всего выручки.
Начало года конечно было нервным и не определенным. Мы экспериментировали со способами оплаты, меняли структуру сайта. Пробовали много всего. Рутина помогала справляться с шоками. Например стало понятно, что теперь у нас в основном один платный источник трафика и это не Гугл.
Даже пробовали внедрить QR-коды от СБП. Но судя по всем они так и не станут в России массовым способом платить за услуги. По скромному мнению автора, система МИР стала более популярным платежным средством в 2022-м году в России, а СБП стала инфраструктурой для межбанковских переводов.
Кстати эксперименты с сайтом в 2022-м были в основном направлены на упрощение онлайн-записи клиентов. Мы встроили скрипт онлайн-записи CRM Yclients в тело страниц сайта.
Но я не могу сказать, чтобы это "встройка" привела к росту количества онлайн-записей. Наши клиенты по-прежнему предпочитают записываться по телефону или в мессенджерах. Тем не менее я не хочу оставлять попыток увеличить количество онлайн-записей.
Вообще текущая форма онлайн-записи Yclients по моему скромному мнению устарела и неудобна. Если вы знаете CRM с более удобной и современной онлайн-записью поделитесь в комментариях. Так же буду искренне благодарен конструктивной критике структуры, дизайна и других составляющих нашего сайта.
Правильные люди приходят на правильный рынок
Причинами того, что у нас получилось расти в 2022 я вижу два фактора.
Первый это рынок.
Подмосковье даже в 2022-м выгодно отличалось от других регионов. Внутренняя эмиграция делает этот рынок растущим. Высокая платёжеспособность даёт возможность предлагать более дорогие процедуры, которые просто могут не продаваться в регионах из-за высокой цены.
Второй фактор это команда.
Я сторонник количественной оценки нашей работы. И отзывы это хороший инструмент мониторинга уровня работы команды в целом. А также канал получения обратной связи от клиентов. В том числе негативной. Что позволяет нам быстро исправлять ошибки. Разбирать проблемные ситуации.
Мы гордимся высоким уровнем оценки нашей работы довольными клиентами. В обоих городах присутствия мы имеем твёрдую пятёрку и много положительных отзывов.
Всегда стараемся оперативно урегулировать проблемные ситуации. Делаем клиентам которых не удовлетворили наши услуги скидки. Делаем бесплатные процедуры. Исправляем ошибки и всячески стараемся быть клиентоориентированными, так как знаем, что это напрямую влияет на выручку, особенно в долгосрок.
Нам удалось собрать очень крутую команду в наших клиниках. Например в Домодедово наши врачи ведут не только активную профессиональную деятельность, но и становились в 2022-м героями выпусков локального ТВ. Активно обучались как за счёт клиники, так и за личные средства.
Мы гордимся командами наших клиники. Кто бы что не говорил, а бизнес это всегда в первую очередь люди. И от людей зависит всё.
Что дальше?
В таблице выше наша расчетная смета на открытие новой клиники. Мы планируем в 2023-м открыть клинику в соседнем для Домодедово городе Видное.
Мы выбрали этот город из-за близости. Это позволит нам оперативно усиливать команду. Не тратить много времени и денег на поездки туда.
Уже нашли подходящее помещение. Сейчас активно прорабатываем банковский кредит для финансирования открытия.
Ранее мы планировали привлечь деньги от инвестора для третьей клиники(второй в Подмосковье). Но в ходе 22-го многое поменялось, в том числе финансовая ситуация многих людей. К сожалению у инвестора исчезла возможность участвовать в проекте и сейчас мы активно прорабатываем финансирование в виде кредита.
Всё это не быстро. К сожалению даже сейчас когда банки знают о нас больше чем мы сами, они требуют собирать тонны бумаг. Это сильно отвлекает ресурсы. Занимает много времени. Как правило это несколько недель только на сбор всех необходимых документов. И это не гарантирует результат.
И всё это на фоне нестабильности умноженной на новогодние праздники. Фразу “давайте после праздников” я начал слышать уже к 20-м числам декабря. Поэтому в России праздники длятся не неделю, а по факту месяц.
Что меня как предпринимателя всегда напрягало, потому что все процессы в этот период дико замедляются. Невозможно сделать ничего серьезного. Приходится ждать середины января, когда процессы возобновятся.
Мы с командой готовы к этому, нам не впервой).
Искренне надеюсь, что 23-й станет годом роста нашей маленькой сети. И в целом годом нормализации ситуации. Годом возобновления экономического роста и налаживания отношений всех со всеми.
Если вам стало интересно то, что мы делаем подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там есть мои контакты если у вас появились вопросы, всегда открыт к асинхронному общению!
Комментарий недоступен
Здравствуйте, ЛЭ это курсовая процедура. Для устойчивого эффекта нужно сделать 6-10 процедур примерно раз в месяц. Иногда клиенты покупают разово процедуру и не всегда возвращаются. Иногда покупают сразу абонемент на 3-6-9 и т.д. процедур.
То ли у вас в статье цифры указаны "от балды", то ли я чего то не понимаю.
У вас как некий "рекорд" указана выручка (касса) 1 клиники в 2 миллиона в месяц при усредненных вложениях в клинику в 10 лямов и 5-8 сотрудниках в штате.
У меня в МО маленький магазин эконом сантехники и хозтоваров с одним наемным продавцом на 100 квадратах на задворках города. Товарные остатки в среднем на 3,5-4 лимона, оборудования на 250 000р, грязная рентабельность ~100%. Из затрат в месяц - зп ~60, аренда с коммуналкой 45, налоги грубо 5 (я на патенте), логистика+мелочи 15. Итого 125000расходы.
Выручка плавает по году 600-900 тысяч в месяц. У вас же какие то охрененные затраты (один ФОТ на 5 человек чего стоит), а выручка всего в 2 раза выше.
Да, это особенность нашей модели. Врачи это высоквалифицированный персонал. Мы не можем им мало платить, они просто уйдут туда где больше.
Вы описали хороший бизнес. Но у меня возникло три вопроса: 1. Почему не масштабируете такой интересный бизнес? 2. Ежемесячно вы не тратите ничего на закупку товара? Даже с высокой наценкой всё равно должны быть какие-то расходы на закуп, разве нет? 3. Рентабельность не может быть 100%. Получается, что при выручке в 600-900к у вас и рентабельность должна быть 600-900к?