Искусство коммуникации – простое правило коммуникации/ общения в непростые времена.
Думаю, ни для кого не секрет, что основа качественной коммуникации – это вопросы. Но дело в том, что вопросы бывают разными, и нужно уметь задавать их правильные, а именно те вопросы, которые помогут вам продвинуться в нужном направлении. Важно, чтобы они были открытыми (то есть такими, на которые нельзя ответить “да” или “нет”).
В одном из проектов мы с командой брали опыт лучших международных университетов и адаптировали его к нашей ментальность, добавляли техники психологии общения и современного нетворкинга, использовали выдержки из важнейших тренинговых программ (таких, как тренинг “Пространство Для Развития – ПДР” Виталия Булавина). Для чего же было проделана эта работа? Для того чтобы повысить уровень деловых коммуникаций в компаниях, стремящихся к эффективной работе и желающих видеть в глазах своих сотрудников энтузиазм. Мы давно заметили, что как во внутренних, так и во внешних коммуникациях существует еще один фундаментальный принцип, еще один важный навык, низкий уровень которого часто приводит к ошибкам и замедляет процесс общения. Наравне с ведущими специалистами в этой области мы убеждены, что этот аспект делового общения (и, вероятно, жизни в целом) – умение слушать, ведь этот навык не менее важен, чем умение задавать вопросы.
Чем сложнее обстановка, задача и условия, тем острее становится необходимость развивать навык Слушания. Мы выделили три уровня Слушания: понимание смысла сказанного (что говорит собеседник), восприятие идеи (что имеет в виду собеседник), восприятие эмоций собеседника (что он чувствует). Умение слушать позволяет не только экономить время и структурировать разговор, но и повышает эффективность принимаемых решений. Слушание – это активный навык, требующий даже больше усилий, чем говорение, хотя многие ошибочно полагают, что для Слушания не нужно напрягаться.
Мы рассматриваем разговор как особый процесс, в котором есть один говорящий и все остальные – слушающие. Для слушающего интерес является топливом. Однако сложность этого навыка заключается в том, что не многие привыкли слушать – обычно мы привыкли говорить, высказывать свое мнение, и даже в молчании продолжаем диалог в своей голове, анализируем, обдумываем, делаем выводы и оцениваем. Чтобы повысить уровень и качество деловой коммуникации и повседневного общения, а также развить эмпатию, чтобы начать понимать друг друга, важно не забывать прилагать к этому усилия и научиться слушать собеседника. Стремитесь к тому, чтобы 80% времени разговора вы были слушающими, а только 20% времени – говорящими (причем большую часть этого времени задавая вопросы).
Важно уметь слушать по-настоящему, не перебивая собеседника своими мыслями и избегая предвзятых оценок. Это навык, который мы активно развиваем у себя и нашей команды.
Интересно, насколько хорошо слушаете вы?