«Игра в кальмара»: можно ли «заплыть» в одну и ту же воду дважды?
Не прошло и года с тех пор, как Netflix вновь вернул в моду «жвачку, которую вы любите» и обрушил сразу две ошеломляющие новости на свою аудиторию: сначала официальное подтверждение второго сезона сериала, а затем и анонсирование реального испытания Squid Game Challenge, которое позволит участникам почувствовать себя главными героями нашумевшего тв-шоу.
В силу своей экспертизы в сфере развлечений, в этой статье, я хотел бы поговорить о последнем. Что же это будет за кейс, на что рассчитана такая инициатива, и, самое главное — вызовет ли она тот же эффект, что и лучший телепроект 2021-го года?
ПОЧЕМУ НЕТ:
1. Феномен «Страшно интересно» — сработает ли?
Несмотря на то, что о факторах популярности «Игры в кальмара» было сказано уже очень много, для того, чтобы понять причинно-следственную связь этого материала, нам необходимо вспомнить о ряде вещей. В своем интервью для программы «Редакция» я уже говорил о том, что, в первую очередь, востребованность этому продукту была обеспечена определенным сегментом аудитории. Поколение Z имеет очень яркую потребность во «впитывании» адреналина и острых ощущений, и, непосредственном проживании негативного опыта, который они не могут получить в реальной жизни. Эта же модель касается и индустрии офлайн развлечений и легко подтверждается на примере «Клаустрофобии» : несмотря на обилие жанров в квестах, в топе уверенно держатся хорроры, а к востребованности страшных перфомансов (квестов с актерами) вообще нет никаких комментариев.
Благодаря хорошо прописанным образам героев в «Игре в кальмара», сопереживание в процессе просмотра достигает максимального уровня. Оно вызывает страх, и, при этом, дает ту самую дозировку нужных эмоций, из-за которых оторваться от повествования просто невозможно.
В силу того, что концепцию сериального соревнования, к счастью, не представляется возможным воплотить в реальной жизни - в вопросах вовлечения живая копия челленджа может просесть. В сюжет игры, как и всегда, будут верить только те, кто действительно захочет поверить, но накал эмоций все равно не встанет наравне с идеей сериала. Это, скорее, хорошие новости, однако - чем именно будут «запугивать» участников организаторы соревнований остается под большим вопросом. Как минимум, потому что ЛОР не подразумевает искусственного погружения в атмосферу стандартными способами: в южнокорейском продукте нет ни призраков, ни монстров, ни мертвых девочек. Самое страшное в «Игре» - это зеркало разбитого социума. Но, об этом - в следующем пункте.
2. Феномен “Зеркало общества” - социальный движок
Многие проводили параллель сериала с не менее известным фильмом Пон Чжу Хо «Паразиты» - и тому, кто знаком и с той, и с другой работой, связь увидеть несложно. Одна из главных проблем проекта - это общество, разрушенное под давлением классового неравенства, люди, погрязшие в бедности и безвыходных ситуациях. Немаловажную роль здесь играет и менталитет: Южная Корея находится в ситуации, когда процент безработицы среди молодежи достигает 22%, а миллионы корейцев вынуждены бороться за выживание. Сильных мира сего даже подчеркнули в сериале - вывели в сюжете отдельную линию образов VIP-гостей, которые делают ставки. Именно это вечное противостояние заложено в центр сюжета - люди не могут существовать без денег, и, вынуждены бороться за них, ценой собственной жизни.
Эта часть, так же, как и первый пункт - не будет иметь ничего общего с реальным челленджем. Для того, чтобы погрузить игроков в тяжелую историю, нужны сюжетные факторы, благодаря которым это перемещение состоится. Это может быть глобальная катастрофа, постапокалипсис или что-то подобное. Но, в этой концепции не подразумевается никакой научной фантастики. Сериал рассказывает нам о проблемах в реальной жизни и несет в себе абсолютно иную цель. В то время как, Squid Game Challenge, скорее всего, станет аттракционом для страждущих. Более того, для страждущих с деньгами и возможностями - ведь для того, чтобы добраться до места проведения, в свое путешествие нужно будет инвестировать. Поэтому, эта часть сильного продукта, в реальной версии отмирает автоматически.
ПОЧЕМУ ДА:
1. Деньги
Буквально в своем прошлом материале, я писал о том, что, несмотря на обилие технологий и повсеместную цифровизацию всех сфер нашей жизни, люди все еще принимают участие в лотереях. Сумма заявленного выигрыша составляет $4,56 млн - и, для огромного количества людей на планете, эта сумма является баснословной. Наша психика устроена так, что деньги, доставшиеся нам не за очевидный труд, всегда считаются «легкими», а потому желающие 456 игроков соберутся очень быстро.
И, многим не помешают ни мировые ситуации с закрытыми границами, ни языковые барьеры, ни траты на поездку. Азарт побеждает любой здравый смысл - эту теорию подтверждает и сама концепция сериала, и повсеместные попытки людей получить деньги из воздуха любыми способами. Поэтому, сильная мотивация здесь гарантирует набор участников и большой интерес к проекту. В наше время - дороже денег только хайп, а поучаствовав в Squid Game Challenge, можно получить и то, и другое.
2. Игровая механика - старо, как мир
То, что система испытаний и их суть тоже имеют значение - было доказано на практике повсеместно, сразу после выхода сериала в эфир. Если вы не вырезали сахарную печеньку иголкой своими руками, то, наверняка, пробовали тыкать в подобную маску в Инстаграме (запрещенная в Российской Федерации социальная сеть), а песенка корейской девочки, играющая во время забега, засела в голове практически у каждого.
Пока зрители пытались пережить хотя бы чуточку подобного опыта на своей шкуре с помощью современных технологий и креатива, event-агентства тоже не отставали. Только в Москве можно найти десятки предложений на проведение праздника в стиле «Игра в кальмара». И этот интерес касается не только детской аудитории. Учитывая то, что со временем специальные тематические программы только множатся, в том, что официальная версия игры от создателей превзойдет их все и по качеству, и по уровню интереса - нет никаких сомнений.
В конце концов, у представителей Netflix теперь есть апробированные версии «нелегальных» игр, на ошибках которых можно научиться и, наконец, сделать свой собственный, официальный продукт.
Пока мы делаем предположения насчет того, как зайдет первый официальный Squid Game Challenge, идея уже работает так, как должна. Анонс соревнований обсуждают, кто-то уже готовится подать свою анкету для участия, но, главное - проект вновь на слуху, спустя короткое время после того, как достиг максимальных точек популярности. Учитывая то, что второй сезон «Игры в кальмара» ждет нас не раньше конца 2023-го года, такой способ подогрева интереса аудитории сработает особенно круто.
А нам остается делать ставки: как быстро отобьется сумма выигрыша Squid Game Challenge, релизом второго сезона сериала?
С уважением, Жиганов Владимир
Эксперт по Геймификации и проводник в Мир Квестов)