10 советов тем, кто решил открыть свое дело или сделать свой стартап.
1. Пусть вам до всего будет дело.
Создать свой бизнес -это тяжелая работа. Все важное кроется в деталях. И это точно не та ситуация, когда вы сможете кому-то что-то делегировать. Ваша бизнес идея должна вам нравится настолько, что сколько усилий вы бы не прикладывали, создавая бизнес, она не должна вас утомлять. 24/7/365. Именно так и по другому никак. Не готовы, нужен баланс между работой и … - бросайте эту затею. Это история не про 100 метровый забег, она - про марафон.
2. Как можно скорее протестируйте свою концепцию.
Ваша интуиция уже помогла вам и поможет еще не раз. Но этого не достаточно. Вам нужна фокус группа. Неравнодушные люди в вашем окружении, которые помогу вам. Протестируете на них вашу идею. Попросите у них честную обратную связь. Принимайте любую помощь, которую они готовы оказать. Мир принадлежит неравнодушным людям. Сегодня они помогут вам, а завтра это вернется им. Сторицей.
Если у вас уже есть продукт, это лучше, чем тестировать идею. Покажите его. Важны все детали обратной связи. Это поможет проработать бизнес план, к которому вы собираетесь приступить на более качественном уровне.
3. Попробуйте найти ментора (наставника).
Он (она) уже прошли путь, который предстоит Вам. Попросите о встрече, подготовьтесь к ней и задайте волнующие вас конкретные вопросы. Помните вы стоите на пороге важного этапа - вам предстоит переложить вашу идею в цифры. Без это дальше никак.
4. Подготовьте бизнес план.
Это основная часть вашего стартапа. «Ночью вас разбуди» вы должны в уме сосчитать выручку вашего бизнеса. Все это строится на том кому, как и за сколько вы будите продавать свой продукт. И у кого будите «забирать» долю рынка. Бизнес- это не голубой океан, а «подкрашенное кровью болотце». Помните об этом.
Никто не может сосчитать выручку за вас. Это ключевое. Люди из инвестиционной индустрии или просто те, кто имеют опыт в финансах и экономике могут помочь вам с расчетом затрат. Но выручка это ваше и только ваше. Постарайтесь не ошибиться или делайте сразу несколько бизнес планов под разные сценарии развития событий.
Как только будет готов бизнес план можете смело приступать к подготовке тизера. Это такая бумажка на три страницы, лучше на две, с ключевыми цифрами и фактами о вашем бизнесе. Именно с ней вы пойдете за деньгами к инвесторам и бизнес ангелам. Это называется питчить. Успехов вам в этом!
Главное помнить: сперва бизнес план, потом тизер. Наоборот нельзя. Вы же не аферист.
5. Вам нужна команда.
«Один в поле не воин». Даже если этот один все придумал. Найдите толковых, неравнодушных людей. Носителей компетенций, которые нужны вам для создания бизнеса. Если нет возможности платить на первых этапах тем, кто вам нужен - договаривайтесь и ищите компромиссы. Но будьте честными. Прежде всего с самими собой. Когда ваш бизнес «полетит ракетой» выполняйте то, что пообещали, когда и «мышам было нечего есть». Даже если вашей договоренности нет на бумаге. Карма настигает. Проверено.
6. Вам нужны цели.
Как вы узнаете, добились ли вы успеха, если вы не определили успех? Цели помогут вам в этом, одновременно направляя то, как вы используете свое время.
Что такое цель? Это то, чего вы планируете достичь. Цель должна быть: достижимая, измеримая, ограниченная во времени. Если вы не можете измерить цель, например в цифре, значит, это не цель. Если вы не знаете, когда сможете ее достичь это -тоже не цель. Постарайтесь отнестись к этому серьезно.
Если вы потратите время на то, чтобы наметить для себя цели, вам будет легче сосредоточиться на важном, это станет привычкой и вы будите лучше мотивированы на развитие.
По целям вы будите общаться и с инвесторами, когда возьмете у них деньги. Это то, о чем они будут у вас спрашивать. Выполняются цели значит ваш проект «едет» в правильном направлении. И они могут спать спокойно.
7. Не распыляйтесь и будьте сфокусированы.
Возможно это противоречит здравому смыслу, но чем более конкретно вы будете определять свою целевую аудиторию, тем большего успеха вы достигнете.
Будьте успешны в чем- то конкретном, там ,где сфокусировались. Вы всегда успеете расшириться и расшириться после, но если вы не закрепитесь «на плацдарме рынка», вы можете никогда не получить денежный поток и прибыль, чтобы продержаться достаточно долго для расширения. Бизнес- это война. Прежде чем наступать нужно будет «отбиться» от тех, кто уже в рынке.
8. Будьте гибким и адаптивным.
Как говорил Ч. Дарвин эволюция- это «мутации и естественный отбор». В нашем случае- это «адаптация и конкуренция».
Быстро адаптируйтесь ко всем изменениям. Это будет вашей сильной стороной.
Если вы «заперли» себя в цифрах вашей бизнес-модели или целях, которые поставили - «поздравляю» вам не хватит гибкости, необходимой для поворота по мере изменения рынка или отрасли. Умейте передоговариваться с собой и своими инвесторами. Для этого нужна взвешенная позиция, аргументы, сила мысли и … храбрость. Быть собой.
Что то сделать это дорого. А создание бизнеса - сверх дорого. И да. Вам придется сперва тратить, а потом получать. Не наоборот. Поэтому любую вашу идею «обкатывайте» на «палках и ветках». Создайте прототип и посмотрите «взлетит ли он». Не тратьте сразу масштабно.
9. Выстраивайте отношения со своими клиентами.
Сперва будь человеком, потом бизнесменом. И если сделал кофе холодным и клиент настроен приготовь ему второй бесплатно. Он вернется еще и порекомендует другим.
Интересуйся мнением клиентов о своем продукте. Ты можешь быть удивлен тем, что тебе скажут.
10. Ищи поддержу: всегда, у всех и и во всем.
Этот пункт оставлю без комментарием. Спросите у жизни как это сделать и она вам подскажет.
Надеюсь советы «зашли вам». Я мог что-то пропустить, упустить, а вы хотели бы добавить, потому что считаете что-то важным. Welcome ! Буду благодарен за ваши комментарии. Пишите их к этой статье и делайте репосты.
Больше моих статей и комментариев в моем авторском канале на телеграм: