Делегировать нельзя участвовать. Где запятая? 🤷🏻‍♂️ Должен ли продакт участвовать в UX-ах?

Продакт, которого позвали на UX-тесты
Продакт, которого позвали на UX-тесты

Узнал от ресерчеров, что продакты редко ходят на UX-ы 😱 Каюсь, сам хожу не на все из-за других задач. Решили разобраться, должен ли продакт участвовать в UX-ах или он, как менеджер, может делегировать задачу диско команде? Статья будет полезна членам дискавери команды, которые хотят выжать максимум из исследований и делать крутой продукт! 💪🏽

Проблема

В обязанности продакта входит много задач: составление видения продукта, качественные и количественные исследования, постановка задач на разработку, исследования, дизайн, UX-редакторов, общение со смежниками, управление ожиданиями стейкхолдеров, планирование, управление бэклогом, актуализация документации по продукту и многое другое.

Эффективное выполнение задач требует фокусирования на них. Очевидно, что для того, чтобы концентрироваться на всех задачах, времени в сутках не хватит. Чтобы справляться со всем скоупом продуктовой работы, нужно уметь делегировать задачи. В конце концов, каждый из членов команды – профессионал своего дела и ты не можешь быть круче своих коллег в их специальности.

Казалось бы, решение лежит на поверхности – поставил задачу, отдал коллегам и вернулся за результатом.

Но тут возникает другая проблема. Когда полностью выключаешься из процесса, ты:

  • теряешь контекст
  • пропускаешь важные инсайты, так как не знакомишься с ЦА своего продукта
  • упускаешь момент для внесения корректировок в задачу, и на выходе получаешь более сырой продукт
  • вынужден заново погружаться в контекст после UX-ов, чтобы найти решение возникших проблем
  • удлиняешь TTM продукта до пользователей

Правда, как всегда, где-то посередине. И в этой статье мы поделимся тем, как нам удалось найти эффективное решение озвученной проблемы.

Об авторах

Делегировать нельзя участвовать. Где запятая? 🤷🏻‍♂️ Должен ли продакт участвовать в UX-ах?

Давид Мкртумян (Linkedin | FB | VK | Telegram | Instagram)

Я работаю ведущим менеджером продукта в Авито и являюсь автором Telegram-канала Product Net, где делюсь своим опытом, оказываю карьерные консультации и помогаю продактам с трудоустройством в ведущие IT компании России. До этого работал продактом в AliExpress, Яндекс Маркете и 3 года развивал собственный бизнес.

Делегировать нельзя участвовать. Где запятая? 🤷🏻‍♂️ Должен ли продакт участвовать в UX-ах?

Валерия Смирнова

Работает дизайнеом интерфейсов в Авито. До этого работала в Яндексе и в RUSSPASS. Ещё Лера пишет тексты для уроков Яндекс Практикума, помогая начинающим ребятам развивать скиллы в продуктовом дизайне, и ведет телеграмм-канал горедизайнер, где рассказывает про дизайн через свой опыт и наблюдения.

Делегировать нельзя участвовать. Где запятая? 🤷🏻‍♂️ Должен ли продакт участвовать в UX-ах?

Леся Калюжная

Стажер команды UX-исследователей в Авито. Несмотря на то, что Леся еще только студентка 3 курса соцфака , она уже стала полноценным членом профессиональной команды Авито. Леся участвует в развитии нескольких категорий, проводит исследования продуктов разной сложности и активно погружает команду в процесс проведения тестов.

Комментарий автора: немногие в институте проходят отбор и трудятся в одной из ведущих IT-компаний страны. Лично меня в этом возрасте интересовали только вино и женщины. А вас? ;) Так что Леся очень крута, несмотря на то, что формально она пока только стажер!

Наш кейс

Сейчас я работаю над большим проектом. До защиты осталось меньше месяца, а тут еще наложилось квартальное планирование. Честно, зашиваюсь, поэтому хотел скипнуть UX-тесты. Но так как мы работаем над сложным B2B продуктом, я опасался, что коллеги могут упустить специфический контекст, и решил поприсутствовать. Как оказалось – не зря.

После первых двух UX-ов я обнаружил, что пользователи вскользь упоминают вопросы, связанные с документооборотом и системой налогообложения. Это очень специфическая информация, для понимания которой нужно либо иметь опыт ведения собственного бизнеса на общей системе налогообложения (ОСНО), либо работать в бухгалтерии или закупках. Очевидно, что немногие обладают таким опытом и придают значение такому фидбеку, который вдобавок, B2B пользователи упоминают вскользь, как само собой разумеющееся.

В итоге я попросил коллег остаться после интервью и обсудить его результаты. Во время обсуждения мне пришлось потратить немало усилий, чтобы оперативно погрузить коллег в тонкости налогообложения и важность упомянутого фидбека. В итоге Лера за час доработала макеты и уже на следующий UX-тест мы вышли с новыми макетами и собрали важный фидбек от всех последующих пользователях о нашей доработке. Если бы мы этого не сделали, то наши пользователи непременно столкнулись бы с этой проблемой в будущем, и нам пришлось бы потратить массу времени, чтобы раскопать проблему и доработать продукт.

Как эффективно построить процесс

  • Исследователю стоит расшарить файл со скриптом исследования и дать остальным членам команды право оставлять комментарии в документе. Право редактирования стоит сохранить только за исследователем, чтобы коллеги случайно не затерли важный фидбек от пользователей.
  • Заведите канал или тред, посвященный исследованию, где исследователь на ежедневной основе будет знакомить команду с результатами интервью и подсвечивать сигналы, тревожные и удачные моменты.
  • После первых нескольких UX-тестов стоит оставаться командой и оперативно обсуждать пользовательский фидбек, пока впечатления еще свежие и при необходимости вносить доработки в мокапы, чтобы получать полезную обратную связь на последующих UX-ах.
  • После того, как пользовательский фидбек повторяется 2-3 интервью, продакт может выключаться из процесса. Как раз останется где-то 3 интервью и сэкономленное время можно будет потратить на решение других продуктовых задач.

Вывод

Продакт обязательно должен участвовать в UX-тестах, но только на первом этапе.

Когда видишь, что новых комментариев от пользователей не поступает, то можно смело выключаться из процесса и пропустить последнюю треть интервью, сэкономив время для выполнения других задач.

Это позволит:

  • не упускать важные инсайты и оставаться в контексте
  • оперативно дорабатывать мокапы и выводить на рынок максимально зрелый продукт
  • максимально синхронизироваться и сплотить команду

P.S.

Если вас интересует тема исследований, то очень рекомендуем прочитать книгу Роберта Фитцпатрика “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”.

В ней очень доступным языком описано как правильно проводить исследования и не угодить в типичные ловушки, в которые попадают предприниматели при изучении отношения пользователей к своему продукту.

Если же вы хотите больше кейсов и лучших продуктовых практик из Яндекса и Авито, или вам нужна карьерная консультация или помощь в трудоустройстве, то подписывайтесь на канал Product Net или пишите мне в личку в Telegram.

Начать дискуссию