Первый действующий парикмахер который построил миллиардную компанию и производство в России.

Первый действующий парикмахер, который запустил производство косметики полного цикла.

В развитии не существует паузы.В тот момент, когда ты перестаёшь развиваться, начинается твоя деградация.

Смысл профессиональной жизни парикмахера — расти в цене. В процессе развития технических и коммуникационных навыков необходимо работать над тем, чтобы один рабочий час дорожал, и чтобы эта цена была справедливой, иначе клиенты не будут возвращаться. Это большая работа над собой, которая длится годы, а при низкой эффективности и недостаточном внимании к этому вопросу может растянуться на десятилетия.

С удорожанием прайса (справедливым) пропорционально меняются и клиенты, их запросы и способы коммуникации. Меняется внешний вид мастера, место работы, скорость работы, приоритеты — да вообще всё, что очевидно и неочевидно. Как вы знаете, любые изменения требуют решительности. Именно из-за того, что многим мастерам её не хватает, они могут десятками лет находиться в «пассивном развитии» — обучаясь тому, что другие освоили 5–10 лет назад. При этом у них будет стойкое чувство, что они развиваются.

Карьерная лестница парикмахера несложная, хотя иногда происходят прыжки через ступени — то вверх, то вниз.

Сначала ты приходишь в профессию и устраиваешься в самый доступный по стоимости салон, пытаешься преодолеть первичные страхи, сталкиваешься с первыми техническими проблемами. Потом начинаешь быстро или медленно дорожать в цене (если вообще начинаешь), по пути меняя салоны и обустраиваясь. Когда парикмахер дорастает до, по его ощущениям, «высокого прайса», он становится ощутимо более требовательным. В первую очередь он начинает требовать от руководителя и коллег, ему становится важно, кто его окружает и насколько выгодно ему работать в этом месте.

В итоге многие развивающиеся мастера не видят дальнейшего карьерного роста в салоне и уходят на аренду места/кресла/кабинета. Для них это и есть карьерный рост. На деле же удаётся зарабатывать чуть больше денег, но уже в одиночестве. Здесь мастера чаще всего ускоряются в развитии, так как уровень ответственности выше — приходится самостоятельно отвечать за все отношения с клиентами, в том числе за тот быт, о котором раньше не заботились.

На этапе «арендующего мастера-одиночки» парикмахеры чаще всего находятся большую часть своей карьеры (если дошли до этого этапа), так и не перерастая в следующий уровень ответственности — руководителя салона красоты.

На этом этапе можно бесконечно зацикливаться и обсуждать, но эта статья не об этом.

Развивающийся (и только он) мастер рано или поздно пытается двигаться дальше, а дальше у него два варианта:

1. Открыть свой салон красоты.

2. Начать преподавать.

Либо оба варианта сразу.

Управлять салоном красоты и сделать его успешным намного сложнее, чем быть востребованным преподавателем. Это две абсолютно разные сферы деятельности, которые при высоких показателях и амбициозных целях требуют времени и опыта. Просто начать преподавать или просто открыть салон несложно. Сложно настроить это, сделать нужным потребителю и не дать рассыпаться.

На этих двух вариантах заканчивается вся карьерная лестница парикмахеров. Так, по крайней мере, происходит у 99,9% мастеров. И чем выше ты, тем больше ответственности, больше работы, больше включённости, но при этом не обязательно больше заработка (если он вообще будет), ведь речь об обязательствах.

Поэтому я понимаю парикмахеров, которые остаются на этапе «арендующего мастера-одиночки». В этом статусе, имея высокий прайс, можно зарабатывать в месяц намного больше, чем руководитель салона в центре большого города, при этом не вкладывая деньги никуда и не неся значительного груза ответственности.

Сделать салон рентабельным требует немало времени, и всё это время необходимо управлять командой творческих, разных по характеру личностей, что само по себе имеет свою специфику — неоднозначность.

В своей карьере я прошёл абсолютно все этапы:

• Работал в эконом-салоне (и был востребованным мастером).

• Работал в дорогом салоне (и был востребованным мастером).

• Работал на аренде, арендовал кабинет (и был востребованным мастером).

• Открывал свой салон в центре Ростова-на-Дону (не самый удачный финансовый опыт).

• Открыл три года назад салон красоты в центре Москвы (очень удачный финансовый опыт, благодаря ошибкам в прошлом).

• Уже пятый год я — самый востребованный в нашей стране преподаватель в своём направлении.

Все эти этапы я прошёл за 8 лет, находясь в профессии. Сейчас я ровно 10 лет являюсь парикмахером, и уже как 2 года у меня успешное производство косметики полного цикла, которое находится в Москве (25 минут от Кремля) и в совокупности занимает площадь около 2000 кв. м.

Как и почему я к этому пришёл

Главным двигателем для меня являлось осознание того, что нужно гнаться не за идеями, а за результатами. Всё, что приходило мне в голову и всё, что я реализовывал одним из первых в нашей профессии, сразу же поддавалось интерпретациям и копированию, начинало терять оригинальность. Так происходит у всех и во всём — начиная от современных технологий и программного обеспечения, заканчивая контентом в социальных сетях.

Мне всегда хотелось быть образцом в своей профессии, нести знамя первенства и работать над уникальными проектами и продуктами. А если ты хочешь, чтобы тебя не копировали (в чём нет ничего плохого), тогда начинай делать то, что испугаются и не захотят делать другие. И тут я не прогадал: действительно, сегодня нет ни одного действующего парикмахера, который является руководителем и владельцем производства косметики, где полный цикл у него в собственности.

Существуют примеры бывших парикмахеров, которые нашли инвесторов и, отойдя от ремесла, начали производить косметику, но эти примеры не из нашей страны, и таких было всего несколько. Да и путь у них занял не 10 лет.

Конечно, большое количество коллег начали «производить» свои продукты, но это контрактные производства, где под твоим брендом создают продукты, используя чужую команду, ресурсы, да и вообще без собственного производства. Пока ни одного удачного примера нет. Всё-таки быть популярным парикмахером и делать так, чтобы твои продукты покупали — это очень разные способности. И этот путь я прошёл сам.

С чего началось моё производство

Я просто пошёл на контрактное производство, будучи уверенным в том, что лучше знаю, какие продукты нужны коллегам, и заказал там классическую линейку повседневных продуктов. Мне «повезло» столкнуться с недобросовестным производителем, который продал мне несколько тысяч бракованных флаконов с испорченным продуктом.

Тогда я не знал, что суть любого контрактного производства заключается в том, чтобы быстро и дёшево сделать продукт — в первую очередь быстро и дёшево для себя. Так я получил вместо шампуня буквально воду с примесью каких-то неутверждённых мною ингредиентов. Я доказал, что это брак (что было очевидно), и, несмотря на то что продукт нам в итоге заменили на нормальный, в тот же день, когда была встреча с представителями «бракованного производства», я решил, что больше не дам себя обмануть. Без какого-либо опыта в этой сфере я объявил своей команде, что мы сами запустим своё производство.

Я нашёл на «Авито» котёл для приготовления химических продуктов, поехал в Санкт-Петербург и оставил задаток за это оборудование. Параллельно начал закупать оборудование для дозировки, этикетирования и упаковки продуктов. Искал подходящее помещение в черте Москвы, без понимания специфики электроснабжения и канализации. Вот так, по сути, без экспертности, я закупил оборудование и арендовал помещение в 150 кв. м.

Компетентной команды не было, приходилось договариваться и искать людей на ходу. В таких условиях даже настраивать было нечего — это просто было помещение с оборудованием, стеллажами и некомпетентными (включая меня) людьми. Я совмещал работу парикмахером и пытался запустить производство.

Сначала мы пытались готовить продукты по рецептам контрактного производства, ведь мы их утверждали. Но химиком у нас был студент, который больше испортил, чем приготовил. Кое-как, неся убытки и консультируясь со сторонним химиком (платили за консультации удалённо), мы начали выпускать удачные партии, сами дозировали и упаковывали продукцию, а затем начали продавать её на своём сайте и маркетплейсах.

Правильным решением было начать продажи онлайн, потому что это быстрее и проще. Мы изучали, как собирать и отправлять продукты, как заполнять карточки и всё сопутствующее. В офлайне никто не хотел становиться нашим партнёром, потому что наши продукты ещё не зарекомендовали себя, и вкладываться в такое было неинтересно. А те, кто соглашался, просили продукты под реализацию — у нас не было ресурсов, чтобы заморозить деньги в товаре. Нам нужен был оборот.

В первые месяцы оборот продаж был в несколько раз ниже, чем ежемесячные обязательства за помещение, коммунальные услуги и те несколько зарплат, которые были. Не говоря уже о чистой прибыли — тогда такого понятия вообще не существовало.

Когда казалось, что уже удалось разобраться в работе на маркетплейсах и что-то даже начало продаваться, в этом же месяце началось СВО, и пришлось вообще закрыться. Тогда я думал, что идея неудачная и, возможно, лучше продать оборудование и вернуться к работе в своём салоне и преподавательской карьере. К слову, всю остальную деятельность я никогда не прекращал — все направления комбинировал.

В этот период отчаяния мне пришло осознание, что производство является для меня высшей ступенью развития в профессии. Если я уже прошёл все этапы, то этот последний этап бросать нельзя — в него и так заходят всего 0,01% парикмахеров. Мне было важно поставить его и сделать успешным.

За несколько месяцев осмысления проблемы, углубления в анализ рынка и самопознания я понял: для того чтобы продукты были востребованы у коллег, нужно предлагать не то, что есть у других брендов, а то, что им действительно нужно. Продукты, с которыми они будут зарабатывать больше и/или оказывать услугу быстрее (а это тоже про заработок в итоге).

Так в голове родилась концепция:

«Мы создаём готовые, многофункциональные и эффективные продукты, с которыми вы будете больше зарабатывать!»

Зная, что в нашей профессии мастера, которые развиваются, массово переходят в статус «самозанятых», а в регионах таких мастеров, по моим оценкам, было около 70–90% (среди тех, кто ходил учиться), я понял, что нужно идти с этими продуктами именно к ним.

Когда ты предлагаешь продукт мастеру, а он потом идёт к руководителю, у которого и без того много забот и мало прибыли (невыстроенный бизнес), от этого руководителя закупки не добьёшься. Поэтому, идя напрямую к самозанятому мастеру, было проще предложить продукт и получить от него положительный ответ — в этой коммуникации не было посредников, только одно конкретное касание с мастером, который сам принимал решение о покупке.

Всё это время производство существовало за счёт денег, которые я зарабатывал как владелец салона, парикмахер и самый востребованный преподаватель. У меня не было погони за заработком — мне было важно реализовать идею, важен был результат, и всё, что происходило вокруг, меня не интересовало.

С правильной концепции мы и начали увеличивать обороты. Мы стали разрабатывать нужные продукты с помощью тогда ещё стороннего химика и успешно реализовывали их моей аудитории — парикмахерам, которым я нравился как эксперт и специалист. Они верили мне и моему предложению, потому что я, будучи действующим мастером, не только создавал нужные продукты, но и объяснял, как ими правильно пользоваться в разных ситуациях.

Чем больше выгоды получали покупатели/коллеги, тем больше продуктов они покупали и чаще нас рекомендовали.

Кстати, вы всегда в режиме 24/7 можете увидеть трансляцию (прямой эфир) со всех зон и этапов нашего производства — нам нечего скрывать:

С увеличением оборотов росли и вложения — мы поймали кураж.

Лучшее оборудование, большая команда, качественные ингредиенты, новое помещение.

Сегодня, от задатка за первое оборудование и поиска помещения до нынешнего дня, прошло ровно 2 года, и за это время:

• В месяц мы реализуем косметики на 35 миллионов рублей.

• В команде у нас работает около 100 специалистов.

• Общая площадь производственного помещения — около 2000 кв. м. (в Москве).

При этом у нас не было и нет никаких инвесторов, мы не брали деньги в долг или кредит, не продавали квартиры или имущество. Абсолютно всё построено на мои личные деньги, которые я заработал как парикмахер, работая с клиентами, владелец салона и преподаватель. На мой бизнес никто не может влиять сильнее меня, потому что никто не помогал мне его строить, кроме моей команды и преданных мне людей, которых мне удалось заразить своей идеей. Они, разумеется, не бесплатно выполняли поставленные перед ними задачи, но я безмерно ценю их вклад.

Подводя итог

Как собственник уже, наверное, не маленького производства, да и вообще компании (оборот всех направлений — 50 млн рублей), я понимаю, что всё это время для меня не было важно много зарабатывать — меня интересовал только результат.

Я не видел вокруг проблем и бед, не жаловался на жизнь и окружение. Я просто видел проблему, оценивал её и брал на себя всю ответственность за её решение, не надеясь вообще ни на кого, кроме себя.

Завершая эту статью, хочу сказать, что очень горжусь тем, что был и остаюсь парикмахером, который управляет компанией, представляющей разные направления в рамках одной любимой профессии.

Комбинируя карьеру генерального директора, владельца салона красоты, действующего парикмахера и востребованного преподавателя, во всём и всегда я остаюсь тем, кем счастлив быть все эти 10 лет — парикмахером.

Начать дискуссию