Типология социального предпринимательства. Тип второй

Типология социального предпринимательства. Тип второй

Продолжаем разбираться в типологии социального предпринимательства. Первый тип «Спасатель» - хорошо зашел аудитории. Он яркий, узнаваемый, читатели охотно примеряли его на своих знакомых. Со вторым будет сложнее. На этот раз, не призываю приводить примеры знакомых, но любая критика автора приветствуется.

Итак, второй тип – «Делец».

Попав в мир социального предпринимательства, Делец начинает активно в нем обустраиваться, быстро оценив все плюсы этой тихой гавани. По сравнению с классическим рынком, здесь практически не штормит, спрос растет, конкуренция низкая, клиенты не привередливы. При этом понятно с кем и как договариваться наверху. Маржа низкая, но сектор гигантский и если достаточно вырасти, можно хорошо устроиться.

В социальном предпринимательстве Делец обретает источник заработка и внутреннюю устойчивость. Рынок социальных услуг в России – это жесткие, спущенные сверху правила игры, реестры, регламенты, стандарты. Немудрено, что их привлекает возможность построить свой бизнес рядом или вместо развалин бюджетных учреждений, обучиться за казенный счет, получить субсидии, льготную аренду, награды и дипломы из рук первых персон.

Делец искренне хочет создать устойчивый бизнес и честно зарабатывать деньги. Но в отличие от обычных бизнесменов, рискующих своей шкурой, он предпочитает синтез рыночной и бюрократической траекторий. И нельзя его за это винить. В России толком не сложилась рыночная экономика, зависимость бизнеса от власти огромна, а в социальной сфере, после перекрытия западного финансирования, близость к власти становится залогом не столько успеха, сколько элементарного выживания.

Делец прекрасно организует процессы, ставит задачи, следит за соблюдением правил. Он бог отчетов и протоколов. Методичен и скрупулезен, безжалостен к неэффективности, вместе с ее носителями. Он готов пахать по-черному, не боится испачкать руки, поработать бесплатно, если видит перспективы. Нужные слова и постановочные фотографии всегда под рукой. Социальная упаковка важна, пока помогает в продвижении, но если потребность пропадет…, никто не обещал любви до гроба. Делец строит свою империю и готов на жертвы и самоограничения. Его добродетель заканчивается ровно там, где кончаются интересы. Хоть все сгори кругом, ничего личного – просто бизнес (в социальной сфере).

Не очень приятный тип получился, противоположность романтичного Спасателя. Но рано клеймить его позором, но не такой уж он прохиндей, как может показаться. Глубоко в душе, ему может быть и плевать на общественное благо, но пока за него платят, он будет оказывать помощь не хуже, а порой лучше Спасателя. Дешевле, организованней и в больших масштабах.

Он важный элемент административного рынка социальных услуг, где необходимо быть лояльным, исполнительным, вовремя закрывать глаза на отдельные перегибы сверху, чтобы построить что-то стоящее снизу. Его конформизм и энергия, прагматизм и амбиции, способность разбираться в цифровой экономике и исполнять команду «смирно», делают его прекрасным администратором, технократом, управленцем нового типа, который может обеспечить транзит наследия советской социалки в рыночное будущее.

Чем крупнее становится социальное предприятие, тем выше потребность в беспристрастных исполнителях, холодных профессионалах и результативных управляющих. Найм Дельца становится обязательным, когда речь заходит о масштабировании через франшизу. Он будет верным и преданным хозяину до конца (своего контракта). Чем активнее будет развиваться сектор, тем сильнее будет дрейф в сторону профессионалов. Все людские виды деятельности начинались как подвижничество и плавно становились профессиями.

Думаю, Билл Дрейтон (Ashoka) вряд ли бы назвал его социальным предпринимателем. Но в России рынок только складывается, 12 лет не срок, критическая масса еще не набрана, а значит, мобилизуем всех, кто есть. Кто хоть как-то готов проявлять инициативу, а не сидеть в найме. Для части Дельцов социальное предпринимательство – отличный тренировочный полигон, безопасный трамплин в мир большого бизнеса. И это честный обмен, они готовы вкладываться в сектор, чтобы приобрести необходимые навыки и компетенции.

Многие останутся в нем, ведь ничто человеческое им не чуждо. Работая в социалке, они потихоньку пропитываются ее гуманитарными ценностями, учатся сопереживанию, меняют приоритеты. В благодарность опыляют ее прагматизмом и устойчивостью. Словом союз Дельцов и социального предпринимательства более чем жизнеспособен. Нет ничего плохого в браке по расчету при взаимном согласии сторон и прозрачных условиях контракта. Не забываем про Спасателей, которые хорошо уравновешивают Дельцов и на подходе еще два типажа.

Возможно, кто-то спросит, чего ты сгущаешь краски? Зачем писать про то, о чем принято политкорректно умалчивать? Кто в теме итак всё понимает, остальным всё равно. Мне кажется важным вести летопись становления сектора, описывая все его плюсы и минусы. Не отстраненным языком академических исследований или хвалебными опусами в СМИ, а показывая противоречия и шероховатости среды и ее героев.

Возможно, люди не любят социальных предпринимателей из-за того, что про них пишут только хорошее. Даже если речь о проблемах, то это проблемы у хороших людей. Прямо ангелы какие-то, так не бывает. Надо добавить красок, оттенков, показать, что есть разные игроки, как в любой сфере. Тогда будет больше жизни, больше доверия, больше интереса к теме.

Напишите, что вы думаете об этом и как относитесь к Дельцам в социальном предпринимательстве?

Начать дискуссию