Прокси-просвет для банка: юридическая помощь по 115-ФЗ
Клиент: индивидуальный предприниматель, занимается продажами прокси-ферм, сдаёт в аренду мобильные прокси и продаёт оборудование, работает с как юридическими, так и с физическими лицами.
Проблема: банк заблокировал клиенту ДБО счета по подозрению в нарушении антиотмывочного законодательства (115-ФЗ).
Из чего сложилась проблема?
- Банк не знает, что такое прокси. Если банк чего-то не знает, то это его пугает и начинается проверка клиента (аналогичная ситуация бывает с криптовалютой).
- Клиент часто продавал и покупал дорогое оборудование на Авито, но договоров (чеков) ни с покупателями, ни с продавцами нет, поэтому сложно доказать, что операции были именно на эти цели.
- У клиента два помощника, которые перевозят товары. За услуги он перечислял им вознаграждения (на физ. лица) со счёта своего ИП. Такие переводы — повод для банка заподозрить что-то незаконное: назначение переводов не указано, не открыт зарплатный проект.
- Клиент также делал переводы себе и супруге (от ИП — физ. лицам), у банка те же подозрения, что в пункте 3.
Как мы решали проблему клиента?
- Объяснили банку всю схему бизнеса (включая путь товаров) со ссылками на данные налоговой.
- Предоставили переписку с контрагентами, скрины аккаунта на Авито и фотографии товаров.
- Подготовили договоры и акты выполненных услуг с помощниками.
- Разъяснили банку, что у клиента есть бытовые потребности и он вправе переводить себе деньги, а его заработок по закону является совместной собственностью с супругой.
Плюс усилили акцент на добросовестности клиента: рассказали банку о сделках с крупными контрагентами и обратили внимание, что налоговую отчетность клиент сдает через этот же банк.
Что сделал банк?
Банк очень долго принимал решение — 2 месяца, хотя по закону у банка после получения пояснения и документов есть 5 рабочих дней, чтобы решить: разблокировать счёт или оставлять блокировку.
Менеджеры банка звонили клиенту и предлагали ему закрыть счет, так как якобы банк счет не разблокирует. Мы же советовали клиенту добиться официального письменного ответа банка (даже с отказом в разблокировке, так как в отказе должна быть мотивировка, и это доказательство для суда).
В итоге: клиенту не предоставили письменный ответ, его вопросы в мобильном приложении банка сбрасывались в автоответы. Параллельно мы направляли в адрес банка претензии о нарушении сроков проведения проверки и предоставления ответа.
Результат
Банк принял решение о разблокировке и посоветовал клиенту делать меньше переводов. Сейчас клиент может пользоваться счетом в полной мере.
Коротко о главном:
1. Всегда фиксируйте оплату труда ваших помощников документально, даже если суммы вам кажутся незначительными.
2. Подкрепляйте покупку или продажу на сервисах объявлений чеками, особенно, если это операции с большими суммами денег.
3. Аргументированно объясняйте банку непонятные ему операции и терминологию, все мы люди, даже если юридические лица, а технологии бегут вперед с огромной скоростью.
4. Занимаясь коммерческой деятельностью, не забывайте, что большой брат банк следит за вами и малейшие подозрительные операции могут стать поводом заблокировать счёт.
5. Не поддавайтесь манипуляциям и незаконным действиям банка, требуйте официальный письменный ответ на каждый запрос.
6. Если вы забыли о предыдущих пунктах, не затягивайте с обращением к юридической помощи — профессионал сэкономит вам время, деньги и большой пучок нервов.